Американские голоса

amat

amat

Старейшина
avro

avro

Старейшина
Владислав

Владислав

Старейшина
Американский политобозреватель: почему США должны вкладывать свои ресурсы в территориальную целостность Эстонии?
(143)

Во вторник веером на американском телеканале Fox News состоялись дебаты на тему защиты стран Балтии между консервативным политическим обозревателем Такером Карлсоном и советником по внешней политике Барака Обамы Дэвидом Тафуром.
Карлсон утверждал, что СССР развалился 25 лет назад, и его последователь Россия — не то государство, которое напало бы на Западную Европу.
Поэтому Карлсон спросил, почему США должны вкладывать свои ресурсы в территориальную целостность Эстонии?
Затем он спросил Тафура, поддерживает ли он начало ядерной войны, чтобы защитить Латвию? "Другими словами, наши дети могут умереть за Латвию, потому что это каким-то образом защищает правовое государство", — отметил он.
Тафур возразил, что если страны Балтии станут жертвой вторжения России, то Восточная и Западная Европа будут следующими потенциальными целями Кремля. Карлсон же парировал, что его аргументы основываются на реалиях 2019 года, а не 1945, как у Тафура.
На слова Карлсона отреагировал в Twitter президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, который напомнил, что Эстонии посылала своих солдат в Афганистан и Ирак на помощь США. :lol::lol::lol:
"То есть все похороны эстонских солдат, которые погибли, помогая США в Афганистане и Ираке, были напрасны? Пожалуйста, ответьте. Да или нет", — написал Ильвес.:facepalm-gif::wall:
 
avro

avro

Старейшина
Послушал Кедми на выходных. Он говорит, что НАТО сейчас вообще непонятно для чего (США и без НАТО все может) и что им надо придумывать новые цели существования. Прибалтика - одна из них ИМХО. Вся вот эта "целостность" и т.п..
 
Владислав

Владислав

Старейшина
«Удручающие результаты»: почему в конгрессе США заявили о неудачах в «продвижении демократии» в России и мире
Короткая ссылка
Исследовательская служба конгресса США признала «удручающими» результаты работы по «продвижению демократии» в России. Об этом говорится в докладе ведомства. Авторы документа также отметили, что государственная система Соединённых Штатов теряет свою притягательность и для других стран. При этом, по данным аналитиков конгресса, в 2018 году американский «Национальный фонд в поддержку демократии»* (NED) потратил на различные программы в РФ больше всего денег. Частичную ответственность за неудачи в распространении демократических ценностей в мире служба конгресса возложила на администрацию Дональда Трампа, которая считает более приоритетными вопросы экономики и безопасности. Эксперты полагают, что попытки Вашингтона распространять влияние в других государствах становятся неэффективными, поскольку общество меняется и уже невосприимчиво к подобной стратегии.
Исследовательская служба конгресса США назвала результаты работы по «продвижению демократии» в России «удручающими». Такое утверждение содержится в докладе, опубликованном на сайте госструктуры 4 января 2019 года.
Отмечается, что в последние годы неоднократно «заострялось внимание на удручающих результатах работы страны по продвижению демократии в таких стратегически важных зонах, как Египет и Россия».

Подробного анализа причин краха стратегии по «продвижению демократии» в России американцы не приводят, утверждая, что для этого нужно провести специальное исследование. Однако, как отмечают авторы доклада, ссылаясь на точку зрения ряда экспертов, поддержка Западом групп гражданского общества, стоявших за «цветными революциями» в Грузии, Киргизии и на Украине, привела к тому, что Россия стала противодействовать попыткам «распространения демократии».
По мнению ведущего эксперта аналитического управления Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, объявление результатов работы в России провальными — это, с одной стороны, попытка давления на администрацию Трампа, против которого до сих пор выдвигаются абсурдные обвинения в «работе на русских». С другой стороны, как отмечает эксперт, «фундаментальные вопросы не решаются только финансированием», и в целом созданные ещё в прошлом веке методы работы с обществом в условиях глобальных социальных изменений постепенно теряют эффективность.
«Также стоит добавить, что достаточно интенсивно идёт контригра. В той или иной мере ограничения на внешнее финансирование вводит большинство стран», — заявил в интервью RT Абзалов.
По признанию исследовательской службы конгресса США, финансирование помощи по «развитию демократии» глубоко интегрировано в американские институты, отвечающие за внешнюю политику страны.
За последние 10 лет ежегодно Соединённые Штаты выделяли более $2 млрд на подобную «поддержку», которая осуществляется Госдепом, Агентством США по международному развитию (USAID), «Национальным фондом в поддержку демократии» (NED) и другими структурами.
В общем списке стран, на которые тратятся деньги по всем программам правительства США, лидирует Афганистан — $302 млн согласно бюджету 2017 года, в числе лидеров по грантам на поддержку демократии также оказались Сирия ($161 млн) и Украина ($100 млн).
Однако, как констатирует исследовательская служба конгресса, в глобальном «продвижении демократии» возникли серьёзные вопросы.
В первую очередь в Восточной Европе, страны которой столкнулись с экономическими проблемами, а также с трудностями в обеспечении безопасности. Да и «эталонный» образ самих Соединённых Штатов больше не служит примером для подражания.
«По мнению некоторых экспертов, былая эффективность продвижения либеральной демократии обуславливалась тем, что многие наблюдатели по всему миру видели в Соединённых Штатах пример правительства, под руководством которого они и сами хотели бы жить, однако эту «американскую модель» омрачили проблемы, существующие внутри демократической системы США», — говорится в документе.

В докладе утверждается, что «ослабленное лидерство» США может поспособствовать продвижению «постдемократических моделей» отношений власти и общества, в частности содействовать укреплению Китая на мировой арене с его системой «авторитарного капитализма».
По словам политолога Александра Асафова, главная проблема американской «поддержки демократии» состоит в том, что она, как правило, приводит лишь к негативным последствиям для стран, которые стали объектами этой политики.
«Слово «демократия» в устах американцев теряет свой исконный смысл, — заявил Асафов в интервью RT. — Все видят, что методы и цели довольно просты — взять под контроль рынки, ресурсы и территории для того, чтобы сохранить и укрепить статус первого государства в мире. Всем понятно, что обещают демократию, а несут рабство».

Русский акцент

При этом, несмотря на признание неэффективности работы в РФ, согласно докладу исследовательской службы конгресса США, в прошлом году Россия вышла на первое место в списке стран — получателей средств NED — «Национального фонда в поддержку демократии» США.
Активность NED Генпрокуратура РФ признала нежелательной в 2015 году. Тем не менее организация продолжает выделять гранты для «продвижения демократии» в России.
В 2018 году фонд выделил на грантовые программы в РФ $6,3 млн — больше, чем какому-либо другому государству. На втором месте оказалась Куба с грантами на $5,8 млн. Третье — у Китая с $5,7 млн.

В 2017-м именно КНР была лидером по объёму выделяемых NED грантов ($7 млн), а Россия с $5 млн «помощи» занимала третью строчку списка, уступая Мьянме ($5,4 млн).
Как ранее сообщал RT, примерно треть выделенных на РФ в прошлом году ассигнований NED предназначалась для проектов в сфере СМИ — в частности, эти деньги должны были пойти на публикацию «независимых» репортажей и мнений в интернете. Также фонд планировал спонсировать «независимые расследования». Другие статьи расходов — поддержка общественных активистов, популяризация борьбы с коррупцией, обучение лидеров, «информационные и агитационные кампании».
По мнению Дмитрия Абзалова, лидерство России в списке стран — реципиентов грантов в прошлом году «легко объяснимо».
«С одной стороны, это связано с внутриполитическим процессами в США, противостоянием президента и конгресса, раскручиванием темы российского влияния и расследования связей Трампа с Россией. Финансирование «продвижения демократии» проходит согласование в конгрессе», — отметил Абзалов.
С другой стороны, по словам эксперта, после «евромайдана» и начала конфликта на Украине в 2014 году, а также усиления геополитического противостояния Москвы и Вашингтона, российское направление деятельности американских внешнеполитических структур в целом стало более активным.
«Активность явно возросла. Стряхнули пыль со всех наработок, созданных ранее для борьбы с Советским Союзом, — отметил Александр Асафов. — Думаю, что 2019 год побьёт прежние рекорды по финансированию».
Одному из основателей NED Аллену Вайнштейну приписывают фразу: «Многое из того, что мы делаем сегодня, 25 лет назад тайно делало ЦРУ».
Как указывается в документе исследовательской службы конгресса США, основанная в 1983 году конгрессом структура является частной некоммерческой организацией, которая финансируется через ежегодные прямые ассигнования и средства целевого фонда Госдепа. При этом подчёркивается, что поскольку NED — формально негосударственное учреждение, это позволяет ему поддерживать различные виды деятельности, которые не могут осуществлять американские официальные органы власти.

В частности, в качестве примера приводится тот факт, что NED продолжает поддерживать различные программы в Боливии даже после того, как президент республики Эво Моралес выдворил американского посла и USAID в 2013 году. В России деятельность USAID была прекращена ещё в 2012-м.
Как отмечают эксперты, для осуществления деятельности в России, несмотря на запрет, NED может использовать различные лазейки в законодательстве.
«Например, выделяется финансирование на крупный хаб, который затем занимается рефинансированием. Есть также квадриллион способов проведения денежных средств: например, пожертвования физических лиц, которые не подпадают под действие закона о деятельности иностранных агентов, — пояснил Абзалов. — Можно проводить денежные операции через другие страны Таможенного союза».

«Прямой запрос денег»

Особое беспокойство у аналитиков конгресса вызывает то, что «продвижение демократии» и борьбы за права человека не является одним из главных приоритетов администрации нынешнего президента США Дональда Трампа. По мнению сотрудников исследовательской службы американского парламента, для администрации Трампа демократия и пропаганда борьбы за права человека имеют «вторичное значение», тогда как приоритет отдаётся экономике и обеспечению безопасности.
В качестве других примеров пренебрежения Трампа демократией составители доклада приводят «поддержку» Саудовской Аравии на фоне убийства журналиста Джамаля Хашукджи в стамбульском консульстве этой страны в прошлом году и «похвалы» Трампа в адрес президента России Владимира Путина.

Также в документе указывается, что в 2018 и 2019 финансовых годах администрация Трампа предложила сократить объёмы помощи в «продвижении демократии» на 40% по сравнению с предыдущими годами финансирования.

В законе о бюджете на 2018 год конгресс не одобрил эту инициативу, однако всё же сократил финансирование по «продвижению демократии» на 16% по сравнению с 2017-м.
Как отмечает исследовательская служба конгресса США, разногласия между законодательной и исполнительной властями Штатов по поводу того, как и когда Вашингтон должен заниматься «продвижением демократии», должны стать предметом особого рассмотрения парламента.
С точки зрения Александра Асафова, критика Трампа со стороны законодательного органа — не что иное, как просьба об увеличении финансирования.
«Это прямой запрос денег. Утверждают, что политика неэффективна, потому что Трамп выделяет мало средств», — говорит эксперт.
В то же время, как отмечает Дмитрий Абзалов, было бы безосновательным заявлять, что администрация Трампа окончательно отказалась от идеи «продвижения демократии» и влияния таким образом на политику других стран.
«Одно другому не мешает. Например, экологическая проблематика, которая активно продвигается в работе западных фондов по Северо-Западному федеральному округу, в том числе связана со строительством «Северного потока — 2», — подчёркивает Абзалов. — Если эксплуатация этих экологических вопросов позволяет нарастить экспорт американского СПГ в Европу, то администрация Трампа это всегда поддержит».

*«Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy) — организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ по решению Генеральной прокуратуры от 28.07.2015.
 
Irreligious

Irreligious

Старейшина
В общем Билли что то подозревает
Миллиардер Билл Гейтс призвал Белый дом сосредоточиться на развитии атомной энергетики — лучшем средстве от глобального потепления. Основатель Microsoft уверен, что США могут стать лидером в этой сфере, благодаря "ученым, предпринимателям и инвестиционному капиталу". Почему он ошибается и как американцы при помощи "Росатома" убили свою атомную промышленность — в материале РИА Новости.

Погнались за дешевизной
Накануне Нового года миллиардер-филантроп Билл Гейтс опубликовал у себя на сайте письмо о волнующих его проблемах. Одна из них — глобальное потепление. По его мнению, справиться с этим вызовом способна атомная энергетика.

"Ядерная технология идеально подходит для борьбы с изменением климата, потому что это единственный масштабируемый источник энергии, который доступен 24 часа в сутки и при этом не производит парниковые газы, — объясняет основатель Microsoft. — Проблемы с современными реакторами, в том числе опасность аварий, вполне решаются с помощью инноваций".

Миллиардер полагает, что именно США добьются выдающихся достижений на этом направлении "благодаря своим ученым, предпринимателям и инвестиционному капиталу мирового уровня". Гейтс заблуждается: за последние двадцать лет американская атомная промышленность деградировала до предела. И главную роль в этом сыграл "Росатом".
собственно на этом американский голос и заканчивается, потому как в статье дальше то что мы уже постили в ветке про атом
Все началось еще в конце 1980-х. СССР по праву считался мировым лидером в технологиях обогащения урана на центрифугах. В США использовали для производства атомного топлива малоэффективную и дорогую газодиффузную технологию. Достаточно сказать, что она требует в 50 раз больше электроэнергии, чем обогащение на центрифугах.
Поэтому сразу после окончания холодной войны американцы стали закупать российский обогащенный уран для атомных электростанций — выходило примерно в 12 раз дешевле. Поставки советским “Техснабэкспортом” начались в 1987 году, причем закупки постоянно наращивались.
Излишки советского низкообогащенного урана быстро закончились, зато благодаря сокращению арсенала атомного оружия у России образовались 500 тонн свободного оружейного (высокообогащенного) урана, извлеченного из демонтированных ядерных боеприпасов. У специалистов двух стран возникла идея "разбавить" его, превратив в топливо для американских АЭС.

В 1994 году подписали контракт, по которому Россия предоставляла США услуги по превращению 500 тонн оружейного урана в топливо для электростанций (соответствующая технология была разработана специалистами Уральского электрохимического комбината). Американская USEC взялась реализовать атомное топливо на внутреннем рынке, перечислив "Техснабэкспорту" выручку.
В мае 1995 года из морского порта Санкт-Петербурга за океан отправились первые 24 тонны энергетического урана в рамках сделки ВОУ-НОУ ("высокообогащенный уран — низкообогащенный уран"), которую также называли "Мегатонны в мегаватты".
Победитель забирает все
В ноябре 2013-го по тому же маршруту ушли последние 60 тонн топливного урана из оружейных запасов. Но к тому времени "Техснабэкспорт" (вошедший в структуру "Росатома") и USEC уже заключили новый долгосрочный контракт на обогащение урана для американских АЭС.

Поставки природного урана из США в Россию по-прежнему запрещены, поэтому сами американцы придумали обходную схему. "Росатом" при активном содействии Вашингтона приобрел канадскую компанию Uranium One, которая занялась вывозом атомного сырья, благо экспорт природного урана из США в Канаду разрешен.
Подчеркнем: эта компания — отнюдь не "прокладка". Uranium One принадлежит несколько урановых рудников в США, а также Австралии, Канаде, Казахстане, ЮАР, Танзании. Таким образом, "Росатом" не только получил возможность выполнить условия контракта с американцами, но и приобрел мощную сырьевую базу для собственных нужд.
Для российской атомной промышленности поставки энергетического урана в США в рамках соглашения ВОУ-НОУ стали спасательным кругом во времена экономического хаоса 1990-х. В результате Россия сохранила и приумножила мощности по обогащению урана, укрепила кадровый потенциал отрасли, профинансировала новые разработки в области мирного и военного атома.

А вот для США результаты двадцатилетнего сотрудничества с Россией в атомной сфере не столь однозначны. С одной стороны, американские энергетические компании сэкономили миллиарды долларов, закупая российский энергетический уран. С другой, поскольку львиную долю потребностей американских АЭС в услугах по обогащению урана обеспечивал "Техснабэкспорт", американцы практически полностью растеряли компетенции в этой области.

Свидетельство тому — провал попытки компании Centrus (бывшая USEC) построить первую американскую фабрику для обогащения урана с использованием центрифуг. В феврале 2016-го официально объявили о прекращении всех работ по этому проекту.
Сейчас основной объем американского урана по-прежнему обогащается по газодиффузионной технологии в Пайктоне (штат Огайо). По оценкам World nuclear association, США занимают пятое место в мире по обогатительным мощностям, вдвое уступая Франции и Китаю и втрое — консорциуму Urenco. Россия сохраняет безусловное мировое лидерство, почти вдвое опережая Urenco и в шесть раз — США.
Мало того, американцы полностью зависят от импорта природного урана: по данным Энергетического информационного агентства США, собственные месторождения удовлетворяют только 11% сегодняшних потребностей атомной отрасли в сырье. Так что мечты Билла Гейтса о глобальном лидерстве в ядерной энергетике так и останутся мечтами.
Гейтс заблуждается: за последние двадцать лет американская атомная промышленность деградировала до предела.
Что касается этого утверждения, я бы не был столь оптимистичным как автор статьи, возможны варианты, все будет зависеть от того кто будет занимать Овальный кабинет. Либо Трамп или "трамподобный" его преемник агент т. майора и террана, либо либераст типа Обамы.
 
Irreligious

Irreligious

Старейшина
Давос, 25 января. Председатель КНР Си Цзиньпин является «самым опасным противником открытых обществ». Об этом заявил американский миллиардер Джордж Сорос во время экономического форума в Давосе.

Сорос назвал Китай самым богатым и передовым в технологическом плане авторитарным режимом. По его словам, именно это делает лидера КНР «самым опасным противником открытых обществ». Американский миллиардер подчеркнул, что «авторитарный режим» получает преимущество с помощью «инструментов контроля», которые используют искусственный интеллект, сообщают «Известия».

«Мы должны возлагать наши надежды на китайский народ, особенно на деловое сообщество и политическую элиту, желающую поддержать конфуцианские традиции», — заявил Сорос,

Ранее кандидат на должность генпрокурора США Уильям Барр назвал Китай более опасным соперником для США, чем Россию. Он подчеркнул, что концентрация США на России отвлекает Вашингтон «от китайской угрозы».
 
Irreligious

Irreligious

Старейшина
Орки Мордора недоумевают и обижаются - как так? ведь это Мордор главный враг открытых обществ свободных людей Средиземья!
 
T

Tolstopuz

Старейшина
Владислав, так в России уже даже ребенкам ясно, что вся либерасья вакханалия содержится на деньги госдепа и работает по методичкам ЦРУ и МИ-6. ;)
 
Последнее редактирование:
T

Tolstopuz

Старейшина
Владислав, ну .. не знаю. Наверное пост №6588 был причиной моего ответа. Но, раз не причем, то пусть будет так.
 
Tchernikoff

Tchernikoff

Модератор
Репортеры увидели в блокноте Болтона запись о «5000 солдат в Колумбию»
Объявление о санкциях против венесуэльской PDVSA на брифинге в Белом доме советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон делал с блокнотом в руке, в котором журналисты разглядели слова: «5000 солдат в Колумбию». Первая фраза записи гласила «Афганистан — добро пожаловать к переговорам», сообщает CBSNews.

Министр иностранных дел Колумбии Карлос Холмс заявил, что не знает, почему в блокноте Болтона могла появиться подобная запись, передает The Associated Press. Руководитель внешнеполитического ведомства Колумбии отметил, что его страна продолжает использовать «политические и дипломатические средства», чтобы в Венесуэле был восстановлен демократический порядок и проведены новые выборы.
У Колумбии 1370 миль (более 2200 км) общей границы с Венесуэлой. Богота признала Хуана Гуайдо исполняющим обязанности президента Венесуэлы в тот же день после его объявления.
В Белом доме на просьбу прокомментировать записи Болтона заявили: «Как сказал президент, все варианты на столе».
29884
 
Dmitrij_76

Dmitrij_76

Старейшина
Объявление о санкциях против венесуэльской PDVSA на брифинге в Белом доме советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон делал с блокнотом в руке, в котором журналисты разглядели слова: «5000 солдат в Колумбию».
Для охраны избранного президента Венесуэлы Николаса Мадуро в страну прибыли российские наемники из частных военных компаний (ЧВК). Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
...в стране могут находиться около 400 российских наемников.
Вот вечно мы отстаём! :D
 
Tchernikoff

Tchernikoff

Модератор
Весьма любопытная статья Московского Центра Карнеги о методах давления США на своих противников и строптивых союзников.

Команда Трампа не особенно верит в то, что склонить другие государства на свою сторону можно убеждением или силой примера. Намного надежнее создать рычаги давления при помощи санкций и изъятий из них как для противников, так и для строптивых союзников. Корни этого подхода – в тотальном недоверии к любым соглашениям, когда выполнение условий сделки можно обеспечить только угрозой санкций или личным наблюдением за процессом
К началу очередного раунда переговоров между США и Китаем, которые пройдут в Вашингтоне 30–31 января, все четче вырисовываются контуры того, каким американцы хотели бы видеть исход их торговой войны с китайцами. На прошлой неделе агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что Белый дом готов прекратить тарифную борьбу с китайским импортом, если Пекин согласится создать особый механизм проверки хода реформ в КНР.
Суть идеи в следующем: США снимают пошлины, но в ответ Китай должен либерализовать свою торговую политику так, как этого хотят в Вашингтоне (снизить барьеры для входа на рынок иностранцев, отменить требования по локализации технологий и так далее). Американцы при этом создадут механизм периодической проверки, как продвигаются эти реформы. Если Вашингтону покажется, что реформы идут недостаточно быстро или вообще саботируются, то США восстановят тарифы на китайские товары.
Это означает, что команда Роберта Лайтхайзера хочет создать своеобразную циклическую гильотину, которой через определенные промежутки времени нужно будет давать команду, рубить или не рубить конечности китайской экономики. Что, по сути, лишает Пекин контроля над собственной торговой политикой.
Предложение получается довольно унизительное: Вашингтон требует от властей КНР признать себя виновными и согласиться на условный срок, за время которого осужденному будет дана возможность исправиться. Только в отличие от условного срока американское предложение не предусматривает какой-то конечной даты, когда механизм контроля будет демонтирован. Ведь если отменить контроль и надзор, то власти Китая могут опять вернуться к «несправедливым торговым практикам».
Рычаг для своих и чужих
Создание подобных циклических гильотин практиковали и предшественники Дональда Трампа. Типичный пример – это waivers, изъятие из санкций, которое было важной частью санкционного давления на Иран в 2010-х годах. Суть состояла в том, что Вашингтон мог отложить на 180 дней введение санкций в отношении стран, закупавших у Ирана нефть, если те пообещают за этот период продемонстрировать «существенное снижение» закупок.
Каждые полгода власти США могли продлевать действие изъятия из санкций для определенных стран, если те постепенно отказывались от иранской нефти. Меры были предназначены для тех государств, кто до санкций закупал у Ирана значительную часть своей нефти и не мог в одночасье от нее отказаться, но обещал сделать это постепенно.
Настоящий расцвет применения этого механизма случился при нынешнем президенте, когда в августе 2017 года США приняли санкционный пакет CAATSA и в мае 2018 года вышли из ядерной сделки по Ирану. Уже в июле 2018 года США выпустили изъятие из санкций за покупку российского оружия для Индии, Индонезии и Вьетнама.
В ноябре 2018 года из-под действия иранских санкций были выведены еще восемь стран (Китай, Индия, Южная Корея, Япония, Италия, Греция, Турция и Тайвань). Над ними зависла 180-дневная гильотина: каждые полгода все они должны были или скорректировать свою политику на более соответствующую курсу США, или столкнуться с последствиями. По словам главы внешнеполитического комитета индийского парламента Шаши Тарура, правительство Индии, похоже, уже приняло решение о закупке американских самолетов, чтобы добиться возобновления изъятия из санкций США.
Есть существенная разница между применением этой меры при президенте Обаме и при Трампе. При Обаме, к примеру, от Ирана требовали предпринять довольно ограниченные шаги, в основном касающиеся отказа от военной ядерной программы и сотрудничества с МАГАТЭ. Контрольный механизм, в рамках которого международное сообщество могло проверять, как Иран выполняет свои обещания, имел ограниченный срок действия – 15 лет. После этого санкции снимались, и Тегеран был волен выбирать любую политику.
Теперь же США требуют от Ирана «остановить обогащение и навсегда отказаться от переработки плутония». То есть это требование никуда не денется, даже если вдруг Договор о нераспространении ядерного оружия, в рамках которого наказывают Иран, будет отменен или заменен другим. По сути, это равносильно требованию дать США рычаг влияния на внутреннюю политику страны.
И от Ирана, и от России, согласно CAATSA и заявлениям Майкла Помпео, требуется не просто выполнить ограниченный набор вполне конкретных действий, а радикально изменить политический курс. Москва должна не только «прекратить кибератаки», но и «восстановить территориальную целостность Украины» (то есть вернуть Крым). От Ирана требуют не только отказа от обогащения плутония, но и прекращения поддержки проиранских сил на Ближнем Востоке.
Заведомо завышенные требования означают, что на их выполнение Вашингтон не надеется: его цель – долгосрочное сохранение санкций, а вместе с ними – и изъятия для целого ряда стран, что создает для них ситуацию неопределенности.
Неопределенность, в свою очередь, дает важный рычаг Вашингтону: в разделе 231 CAATSA не указано, на сколько именно необходимо сократить закупки санкционных товаров, будь то иранская нефть или российское оружие, но сказано, что сокращение должно быть «существенным». Достигнут ли этот «существенный уровень», по всей видимости, будет решаться каждый раз в ходе переговоров, где главным аргументом в пользу обвиняемого станет общее соответствие американскому курсу. Тот же самый принцип будет применяться и в отношении Китая, если Вашингтон сможет убедить китайскую сторону принять условия переговорщиков Роберта Лайтхайзера.
По всей видимости, подобный рычаг США пытались получить и в отношениях с Россией. В интервью«Коммерсанту» замминистра иностранных дел Сергей Рябков говорил, что требованию американцев уничтожить якобы нарушающую договор РСМД ракету 9М729 предшествовало требование показать, «какие ракетные системы испытывались за очерченный американской стороной многолетний период».
Дипломат выразил опасение, что, если бы это было сделано, это дало бы Вашингтону основание «в дальнейшем требовать от России показа практически любой военной техники, которая чем-то им не понравилась». Наказанием за отказ было бы опять же введение каких-то ограничительных мер. По всей видимости, США не стали настаивать на выполнении этого требования, решив, что Москва вряд ли согласится.
От ZTE к China Inc.
На мысль, что Пекин ради окончания торговой войны может добровольно согласиться на циклическую гильотину, Вашингтон навел случай с китайской компанией ZTE. В 2017 году власти США уличили эту китайскую компанию, занимающуюся микроэлектроникой, в том, что она экспортировала товары с американскими комплектующими в Иран и Северную Корею. В апреле 2018 года Вашингтон запретил сотрудничать с ней всем американским производителям, что фактически привело к остановке ее операционной деятельности (в товарах ZTE было около 25% компонентов из США). Условием урегулирования конфликта в июле 2018 года, помимо гигантского штрафа $1,4 млрд, стало формирование в компании комплаенс-департамента из лиц, согласованных с Минфином США.
Если уж главный китайский производитель электроники, тесно связанный с государством, согласился на такие унизительные условия, то почему на них не может согласиться само китайское государство? Комплаенс-департамент, следящий за соблюдением законов компанией China Inc., будет находиться в США, но в остальном ситуация аналогичная. Штраф за несправедливую торговую политику китайская экономика уже уплатила падением экспорта из-за трамповских пошлин.
Нынешняя администрация США пытается создать подобные циклические гильотины для максимального числа стран, чтобы иметь возможность влиять на их внутреннюю и внешнюю политику. Сейчас их десять, и Китай в этот список уже входит. Над ним висит выданное в ноябре 2018 года изъятие из санкций за импорт иранской нефти, которое нужно будет обновлять в Вашингтоне уже в мае этого года. Этого, очевидно, мало: Пекин на доктринальном уровне был признан главным противником Вашингтона, и доступ к его внутренней политике нужен более серьезный.
Подобный подход отражает систему ценностей команды Дональда Трампа, которая не особенно верит, что склонить другие государства на свою сторону можно убеждением или силой примера. Намного надежнее создать рычаги давления и устрашения при помощи санкций или циклических гильотин как для противников, так и для строптивых союзников. Идеология людей у власти в любой стране может измениться, а страх свойствен и левым, и правым, и центристам. Корни этого подхода – в тотальном отсутствии доверия к любым соглашениям, когда выполнение условий сделки можно обеспечить только угрозой санкций или личным наблюдением за процессом.
Нельзя сказать, что Вашингтон применяет такие методы беспочвенно: Китай и КНДР действительно многократно нарушали данные ранее обещания, а многие союзники США пользовались американской защитой и «правилами игры», не давая ничего взамен. Но в случае с Пекином давление, скорее всего, не сработает, ведь у Китая не будет никаких способов гарантировать выполнение сделки уже Белым домом.
Не станет ли следующим требованием американцев реформировать внутреннюю политику? Распустить «лагеря перевоспитания» в Синьцзяне? Как выяснилось в случае с ZTE, Пекин готов до определенной степени «потерять лицо», чтобы сохранить экономику, но у всего есть предел. Его параметры мы выясним очень скоро, но сам факт существования подобных предложений должен подтолкнуть власти КНР к ускорению перехода к экономике, куда меньше зависимой от торговли и внешних рынков.