Дальний Восток

Pax

Старейшина
Триллион для Приморья: как России не потерять Дальний Восток


Валерий Зубов
Профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы


Россия снова и снова пытается развивать регионы старыми инструментами вроде ОЭЗ — а они не работают. Чтобы дальневосточная экономика рванула вперед, нужны иностранные деньги и новые принципы управления территориями
Резервации для бизнеса

О «повороте на Восток», «рывке к Великому океану» и «евразийской направленности» России в последнее время говорится очень много. Однако пока слова о «развитии», «подъеме» и «возрождении» Восточной Сибири и Дальнего Востока остаются только словами. Регион рассматривается отчасти как важный геополитический плацдарм, отчасти как место добычи углеводородов и транзитная территория для их экспорта. А в результате, с одной стороны, мы стремимся «застолбить» там свое присутствие, с другой — категорически не готовы к глубокому вовлечению в регион азиатских инвесторов.

Что в итоге? Инвестиции в Приморский край в преддверии саммита АТЭС в 2012 году, масштабная, но скандальная стройка на космодроме Восточный, который, по расчетам автора, обойдется более чем в 80 ежегодных платежей за Байконур, гигантский проект «Газпрома» по строительству «Силы Сибири» с неочевидной ресурсной базой и не слишком ясной экономикой поставок. Реального же развития территории пока не происходит.

Логика правительства заключается в том, что Дальнему Востоку нужны в первую очередь российские (и преимущественно бюджетные) деньги. Важнейшими инструментами считаются налоговый и таможенный режимы. В 2000-е годы в России были очень популярны свободные экономические зоны — их было зарегистрировано более 20. И каков результат? Если в Китае в СЭЗ производилось до 15% ВВП, то в России, по доступным мне оценкам, менее 0,2%. Почему? Прежде всего потому, что главная проблема для нашего бизнеса — даже не размер налога, а администрирование. И зачастую наши «свободные зоны» скорее напоминают «резервации», куда почти насильно затягивают бизнес, чтобы потом отчитаться о «результатах привлечения инвестиций в ОЭЗ», чем на территории, на которых реально создано пространство свободы.

Формально — прорыв, на деле — как всегда

Подтверждением тому выступает недавно поступивший в Государственную думу проект закона о «Свободном порте Владивостока». Это уникальный пример бюрократического творчества, в котором указание президента о создании свободного порта «поженили» со всеми прежними нормативными актами об ОЭЗ. Формально можно говорить о «прорыве»: в проекте сказано о том, что «часть территории» свободного порта действительно будет свободной — экстерриториальной в таможенном отношении. Но только часть, только участки, непосредственно прилежащие к порту и транспортным путям. Все остальное будет выстроено по принципам неработающих ОЭЗ. И основное содержание закона — финансовые льготы, описание порядка обретения статуса резидента, характера организации проверок и механизма управления зоной. В общем, все как всегда. «Восточный вектор» нам так не проложить. Нужны новый закон и новые принципы.

По различным подсчетам, для доведения уровня экономического развития ДВФО до показателей Центральной России могут понадобиться инвестиции в сумме более $1 трлн — 75% ВВП России. Средства такого масштаба сейчас могут быть получены только у частного капитала, в том числе из-за рубежа. Все, кто принесет свои капиталы, должны понимать, что они вкладываются в российский Дальний Восток как в составную часть единой тихоокеанской экономики, а не как в «ворота в Россию», за которыми, даже если они широко открыты, не всегда обнаруживается заманчивая перспектива.

В этом контексте идея свободного порта выглядит крайне привлекательной, но только в том случае, если, во-первых, порт и окружающая его территория будут по-настоящему свободными и, во-вторых, окажутся интегрированными в тихоокеанскую экономику технологически, а в континентальную российскую — экономически.

Нужно строить с нуля

Что я имею в виду? К сожалению, в России практически не удается создать современные производства, в том числе и в транспортном секторе. Никакая модернизация делу тут не поможет. Нужны новые, «с нуля» построенные объекты. На Дальнем Востоке таким мог бы стать новый порт, максимально приближенный к границе с Китаем, который был бы соединен с КНР транспортным коридором. Это позволит грузить на морские суда продукцию, выработанную в Маньчжурии — большом регионе Китая, не имеющем выхода к морю. С другой стороны, товары из Японии, США, Филиппин могли бы беспрепятственно следовать в Китай. Если учесть, что ВРП северных китайских провинций приближается к $900 млрд, оборот такого порта мог бы составить до половины шанхайского (то есть 250–350 млн т в год). И это дало бы значительную прибавку к ВРП Приморского края (в 2013 году он составлял 576 млрд руб., или около $18 млрд).

Следующим шагом могла бы стать индустриальная зона, развивающаяся в рамках того же свободного порта. На территории в 100–200 кв. км, которая сейчас практически не заселена, могли бы быть созданы сборочные производства. Но не такие, как в Калининграде, с прицелом на российский рынок, а те, что, используя российское сырье и, например, японские и американские технологии, ориентировались бы на рынки азиатских стран. Задача в том, чтобы «затащить» в Россию новые производства. Территория зоны должна быть экстерриториальной; здесь не должны взиматься таможенные пошлины и НДС; должны действовать не устаревшие российские техрегламенты, а стандарты всех стран, инвесторы которых обеспечивают более 10% накопленных в границах кластера капиталовложений.

Не нужно бояться иностранных инвесторов и их собственности на любые построенные ими объекты, включая пресловутые причальные стенки или взлетно-посадочные полосы. Если что-то построено на ранее не освоенных территориях, если созданы новые производственные мощности, они никогда не будут демонтированы. Через 30–40 лет режим «свободного порта» окончит свой срок и все это останется в России. Главный риск сейчас — это не риск «хозяйственной оккупации», а риск неразвития.

Чтобы реализовать такую стратегию, нужно выработать и принять иную версию закона о свободном порте. И прежде всего кардинально изменить структуру управления этой территорией. На ней должны действовать все российские правовые нормы, не касающиеся экономической деятельности, присутствовать чиновники пограничных, миграционных, эпидемиологических служб. Однако в то же время управлять свободным портом может специальное акционерное общество, которое действовало бы на основе международного соглашения между Россией и странами-инвесторами. Этот международный характер управляющей компании — единственная возможная гарантия того, что условия и принципы функционирования зоны не будут изменены (как это случалось со свободной экономической зоной в Калининградской области или со специальными игорными зонами в Ростове-на-Дону). Во всех остальных функциях роль бюрократии также должна быть серьезно ограничена.

Наша Аляска

Сегодня Россия переживает экономический кризис. Такое время — лучший момент для апробации новых организационных форм и новых управленческих решений. И сегодня правительству нужно смелее прокладывать восточный вектор. Начать нужно со свободного порта, затем распространить опыт экспортно ориентированных зон на другие районы Дальнего Востока. Мы могли бы копировать китайский опыт, только российским конкурентным преимуществом было бы дешевое сырье, а не дешевая рабочая сила.

Потом стоит допустить иностранных инвесторов к добыче полезных ископаемых, строительству углеводородопроводов и энергетических объектов и, наконец, реализовать всеобъемлющую стратегию развития восточной части страны по образу и подобию того, как развивались Аляска и Канада. Когда российские инвесторы — причем не госкорпорации, а частники — увидят те возможности, которые создали в регионе иностранные компании, они не останутся в стороне.

Призыв создать во Владивостоке свободный порт был одной из самых содержательных идей, высказанных президентом в прошлогоднем послании Федеральному собранию. Сегодня нужно не допустить, чтобы и это предложение, пройдя через бюрократические кабинеты, превратилось в пустышку, как это часто у нас случается.

Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/28/04/2015/553e238a9a794718eaf89273
 

FireM

Иногда модератор
Чтобы дальневосточная экономика рванула вперед, нужны иностранные деньги
Вот этого никак не могу понять. Чем иностранные деньги лучше отечественных? o_O Инвестиции действительно нужны, причём частные, хозяин у себя воровать не будет. И какая разница, будет этот инвестор иностранным, или отечественным?
 

Tchernikoff

Модератор
Потом стоит допустить иностранных инвесторов к добыче полезных ископаемых, строительству углеводородопроводов и энергетических объектов
Иностранные инвесторы в этих секторах присутствовали в полном объеме. Вот только из-за санкций им пришлось сворачиваться. Total уже решила возвращаться, Exxon Mobil тоже во-всю думает над этим.
 

Irreligious

Старейшина
Иностранные инвесторы в этих секторах присутствовали в полном объеме. Вот только из-за санкций им пришлось сворачиваться.
Слегка свернуться инвесторам пришлось чуть раньше санкций. Видео уже было здесь, но я продублирую в качестве ответа Pax
 

Irreligious

Старейшина
http://www.kolyma.ru/index.php?newsid=52941
МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ15.07.2015. "Ростелеком" начнет строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) в акватории Охотского моря в рамках проекта "Камчатка - Сахалин - Магадан" 15 июля. Так как прокладка кабеля зависит от погодных условий, то окончание основных строительных работ по плану-графику намечено на декабрь 2015 г.,сообщает ComNews

"Реализация проекта ПВОЛС "Камчатка - Сахалин - Магадан" идет по плану. Но прокладка кабеля зависит и от погодных условий, поэтому срок запрашивается с некоторым запасом. Окончание основных строительных работ по плану-графику - декабрь 2015 г.", - сообщил репортеру ComNews представитель ПАО "Ростелеком".

Он уточнил, что оператор соблюдает требования законодательства и в установленные сроки предупредил Росрыболовство о работах по прокладке кабеля. В свою очередь, Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства проинформировало рыбопромышленные организации Сахалинской области, что с 15 июля по 30 ноября 2015 г. "Ростелеком" будет строить ПВОЛС в акватории Охотского моря. В этот период во избежание аварийных ситуаций будет ограничено маневрирование судов рыбопромыслового флота.

Прокладку подводного кабеля будет выполнять английское кабельное судно Cable Innovator в сопровождении российского буксира "Нептуния". Оба корабля будут производить буксировку подводного кабельного оборудования (подводный кабельный плуг, грапнель, подводный робот). Кроме того, "Нептуния" проведет некоторые работы по расчистке трассы за три-пять дней до прохода основного кабельного судна.
Строителям предстоит проложить 930 км линии связи из города Оха на Сахалине в города Ола и Магадан, ее пропускная способность - 400 Гбит/с. Кроме того, линия связи будет проложена из города Оха в Усть-Большерецк (оттуда в Петропавловск-Камчатский) на Камчатском полуострове. Ее протяженность составит также 930 км, а пропускная способность также 400 Гбит/с. Согласно графику реализации проекта, в 2015 г. ПВОЛС будет технически готова, а во II кв. 2016 г. "Ростелеком" сдаст ее в эксплуатацию.

Прокладку ВОЛС "Сахалин - Магадан - Камчатка" будет осуществлять китайская компания Huawei. Объявленная стоимость работ - 3 млрд руб.

Напомним, история проекта берет начало в 2012 г., когда "Ростелеком", "ВымпелКом", "МегаФон" и МТС подписали соглашение о намерениях по совместному строительству ПВОЛС. Однако осенью того же года "большая тройка" отказалась от дальнейших работ по реализации проекта, и он был заморожен. В 2014 г. "Ростелеком" приступил к реализации проекта "Камчатка - Сахалин - Магадан" собственными силами. Эти линии связи значительно повысят уровень проникновения телекоммуникационных услуг в Магаданской области и Камчатском крае.

Параллельно с проектом ПВОЛС "Ростелеком" рассматривает в рамках государственно-частного партнерства возможность строительства высокоскоростной ВОЛС, которая позволит соединить Сахалин с Курильскими островами Итуруп, Кунашир и Шикотан (см. новость ComNews от 27 апреля 2015 г.). По сообщению пресс-службы администрации Сахалинской области, линию связи, которая соединит вышеперечисленные острова, планируется построить к 2018 г. "Проект в ближайшее время будет рассмотрен в правительстве РФ. Общая длина ВОЛС составит более 900 км", - говорилось в сообщении.
Пока что доступ к сети Интернет на Курилах предоставляется при помощи спутников. При этом качество связи гораздо хуже, чем на Сахалине, а стоимость услуг выше.

По словам представителя "Ростелекома", проект строительства ВОЛС на Курильские острова находится в самой начальной стадии обсуждения заинтересованными сторонами. "Очевидно, что проект дорогостоящий и убыточный в силу небольшого количества потенциальных потребителей. Но он имеет большое социальное и государственное значение, в том числе с точки зрения обеспечения всем гражданам страны равных цифровых возможностей", - подчеркнул представитель "Ростелекома". Без привлечения ресурсов государства реализовать такой проект будет очень сложно, добавил он.
 

А. Копцев

Вегетарианец
СМИ: глава МИД Японии попросил российского премьера отменить поездку на Курилы

ТОКИО, 24 июля. /Корр. ТАСС Игорь Беляев/. Министр иностранных дел Японии Фумио Кисида через японское посольство в Москве направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву просьбу отменить поездку на Курильские острова. Об этом в пятницу сообщило японское агентство Kyodo.

Отмечается, что глава японского внешнеполитического ведомства также «выразил озабоченность ремарками» российского премьера, который накануне сообщил, что вновь намерен побывать на Курильских островах и рекомендовал коллегам по правительству последовать его примеру.

«Те, кто там не был, должны там побывать. Во всяком случае, я планирую туда съездить, посмотреть, как обстоят дела. И других приглашаю», — сказал глава кабмина на заседании правительства в пятницу.
 

А. Копцев

Вегетарианец
Власти Сахалина решили привлечь Японию к участию в развитии Курил

Япония может принять участие в реализации новой федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Курильских островов, принятой правительством России на 2016−2025 годы.

Об этом сообщил на пресс-конференции временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко, передает Интерфакс.

«Мы будем активно предлагать участвовать в совместных проектах в рамках ФЦП нашим соседям — Японии. Если у них не будет желания, то будем рассматривать участие Южной Кореи и других стран в использовании потенциала Курильских островов», — заявил он.

Бюджет новой ФЦП «Курилы», которую правительство приняло 23 июля, составит почти 70 млрд руб., 28 млрд руб. из которых являются средствами федерального бюджета, напомнил Кожемяко. По его словам, за девять лет на островах планируют построить 123 тыс. кв. м жилья, 17 объектов социальной инфраструктуры (больницы, школы, детские сады, спортзалы), а также реконструировать и заасфальтировать более 100 км дорог.

Вместе с тем, Кожемяко отметил, что власти Сахалина собираются наращивать экономический потенциал Курильских островов. По мнению исполняющего обязанности главы региона, на всех заселенных Курильских островах нужно создавать минитеплицы, минифермы и минисвинарники, чтобы «острова сами себя смогли обеспечить».

Он добавил, что на Курилах продолжится строительство рыболовных заводов, будет развиваться морская культура, а также золотодобыча и туризм, в том числе катание на горных лыжах на склонах вулканов.

23 июля премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе заседания правительства рассказал о своих планах посетить Курильские острова. Как заявил советник посольства Японии в Москве Казуеси Ониси, предстоящая поездка Медведева на Курилы является неприемлемой и может ранить «душу японского народа». При этом Ониси отказался комментировать планы России развивать гражданскую и оборонительную инфраструктуры на островах в рамках ФЦП.
 

А. Копцев

Вегетарианец
Суд запретил ходить пешком по Золотому мосту во Владивостоке

Владивосток. 18 августа. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Движение пешеходов по мосту через бухту Золотой Рог - одной из главных достопримечательностей Владивостока - признано небезопасным и запрещено.

"По заявлению прокуратуры Приморского края суд признал недействующим приказ департамента дорожного хозяйства администрации Приморья, разрешающий пешеходное движение по мосту через бухту Золотой Рог", - сообщила агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель прокуратуры Приморья Екатерина Ольховская.

Таким образом, пешеходный проход запрещен, а власти должны принять меры, чтобы люди не ходили по мосту, пояснила она.

Фактически пешеходное движение осуществлялось по технологическим проходам, предназначенным только для обслуживания моста.

Так, пешеходы ходили по мосту по технологическим проходам шириной до 0,75 м без какого-либо контроля, что создавало угрозу для жизни и здоровья пешеходов в случае чрезвычайных происшествий, в том числе, при пожарах, ДТП.

Между тем, пешеходное движение не было предусмотрено проектной документацией моста, сказала Е.Ольховская.

Кроме этого, принятый департаментом приказ противоречит федеральным законам о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, Градостроительному кодексу РФ, поскольку пешеходное движение по объекту не предусмотрено проектом.

Поэтому прокурор края обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного приказа недействующим. Приморский краевой суд счел доводы прокурора обоснованными и полностью их удовлетворил. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Мост через бухту Золотой Рог во Владивосток был возведен во Владивостоке к саммиту АТЭС. Вместе с мостом на остров Русский он стал основой для новой транспортной системы Владивостока. Мост стал одним из любимых мест горожан и туристов, а также популярным местом фотосъемки.
 

avro

Старейшина
Медведев на Курилах. В Японии очередной приступ.
 

FireM

Иногда модератор
В Японии очередной приступ.
Да не приступ это. Так, ритуальные танцы.
Это как на "Слава Украине!" надо проорать "Хероям слава!". Вроде и славы-то особой нет, да и огонёк давно угас, а вот НАДО. А то вдруг заподозрят в чём нехорошем..... Вот и орут оглядываясь, все ли видят мой патриотизм. :angryass:
 

Zema

Странная неустановленная личность ОС ГРУ ГШ МСХ РФ
Да не приступ это. Так, ритуальные танцы.
Это как на "Слава Украине!" надо проорать "Хероям слава!". Вроде и славы-то особой нет, да и огонёк давно угас, а вот НАДО. А то вдруг заподозрят в чём нехорошем..... Вот и орут оглядываясь, все ли видят мой патриотизм. :angryass:
Че орать-то, хоть бы танк один приличный сделали, а то как выедешь на этом дерьме, так только и получаешь со всех сторон :)
 

PavelA

Старейшина
Забавляют меня политинформации Пакса.
Первый вопрос: а кто вообще этот Валерий Зубов ? Профессор чего?
марте2001 года решением Учёного совета МГУ Высшая школа бизнеса была выделена в обособленное структурное подразделение Московского университета. В этом же году было завершено строительство здания Высшей школы бизнеса МГУ, переданного японским народом в дар Московскому университету. " Т.е. очередной коммерческий профессор. Дальнейшее обсуждение этого бреда сразу становится скучным.
 

avro

Старейшина
Премьер Японии отказался приехать в Пекин на 70 лет победы над Японией.

ПС. В США кстати отмечать планируют в сентябре? Никого не зовут? )