Горбачёв Михаил Сергеевич

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Становлюсь старше, появляется склонность избегать штампов, ярлыков и упрощений. Появляется желание понять, разобраться с некоей глубинной сущностью, что составляет основу поступков людей. В случае, когда эти люди входят в число самых значимых исторических деятелей моей страны, их поступки определяли, и в силу своей масштабности, продолжают определять линию жизни моей страны - и ранее, и посейчас, десятилетия спустя.
Раньше меня часто заносило на упрощённый, почти бинарный взгляд на события и людей - кто не с нами, тот против нас. Сейчас стал старым и сентиментальным, и появилась привычка избегать крайностей в оценках и безапелляционности в суждениях.
Топик посвящён Михаилу Сергеевичу Горбачёву - первому и единственному Президенту СССР. Личность яркая, очень и очень неоднозначная, оказавшая кардинальное влияние на историю СССР, России и, пожалуй, всего мира. Обсуждение приветствуется - и я надеюсь, что уважаемая Политклумба тоже будет избегать крайностей в оценках и безапелляционности в суждениях )))
Для начала - несколько фотографий, сделанных по моей просьбе моим другом, ведущим пилотом-инструктором Airbus "одной из российских авиакомпаний". На фото - стенды "Горбачёв-Фонда", расположенного в Москве на Ленинградке. В здании расположены некоторые службы Росавиации, доступ по пропускам, поэтому фотографии, надеюсь, будут интересны. Автор фотографий обещался позже пополнить фоторепортаж крупными планами.
IMG_8837_01.JPG

IMG_8838_01.JPG

IMG_8839_01.JPG

Продолжение следует.
...И да, я понимаю, что тема действительно неоднозначна. Но мы будем относиться с уважением к истории своей страны, несмотря на наше неоднозначное её видение.
 

timsz

Старейшина
Раньше меня часто заносило на упрощённый, почти бинарный взгляд на события и людей - кто не с нами, тот против нас. Сейчас стал старым и сентиментальным, и появилась привычка избегать крайностей в оценках и безапелляционности в суждениях.
Вот прям полчаса назад шел на работу, и в голове витала мысль написать многобуков о том, что для того, чтобы понять то время, надо хорошо вспомнить, какими мы были, и как к этому пришли. Так как взгляд на события тех лет с нынешним пониманием ситуации приводит к совершенно неправильным выводам. ))
 

Dmitrij_76

Старейшина
На фото - стенды "Горбачёв-Фонда", расположенного в Москве на Ленинградке.
Если "Ленинградка" - это Ленинградское шоссе, то адрес выбран просто невероятно точно!

Я хорошо помню то время, поскольку оно пришлось на мои школьные годы. Один за одним преставились дряхлые/больные генсеки. Завершились "гонки на лафетах по Красной Площади" и у руля встал молодой, крайне энергичный руководитель. Довольно неожиданно для многих, надо сказать. Он много и правильно говорил, и наш народ и иностранцы с открытыми ртами слушали его. Оторваться было невозможно, Горби за словом в карман не лез. А жизньтем временем шла своим чередом, прогрессивно ухудшаясь. Идиотская по способам реализации антиалкогольная кампания, отказ от интересов государства в Восточной Европе, нарастающий дефицит простейших товаров повседневного спроса. И болтовня, болтовня, болтовня.
Михал Сергеич, допускаю, действовал из самых лучших побуждений, но реализовать их ему не позволило либо отсутствие поддержки партийной номенклатуры, либо собственная наивность и оторванность от реальности.
 
Последнее редактирование:

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Dmitrij_76, да.
Карта Москвы: улицы, дома, организации — Яндекс.Карты
timsz, ну так напиши многабукаф. Тема очень широкая, и очень "последствия-произведущщая". Фактически вся новейшая история России так или иначе завязана на те решения, которые принимал МСГ - как и фактически вся новейшая история ряда других стран "бывшего СССР", просто они это ещё не осознали.
 

kepesh

Старейшина
Я был мал,но помню 16 мая 1985 года по телевизору. Ленинград. Женщина на площади его спрашивает, что делать, мужики пьют. Горбачёв отвечает : "Вот прямо сейчас мы занимаемся этим вопросом, скоро будет специальное постановление"

ХЗ почему, но запомнил только это.
 

serega nsk

Старейшина
Моё к нему отношение складывается из воспоминания, нигде более не подтверждаемого, никем не упоминаемого, почему-то:
С утра по радио передали: "Алиев назначен председателем похоронной комиссии" .
Учились со второй смены, и когда пришли в школу, оказалось, что Горбачёв. Уже к тому времени, я заметил, что "председатель похоронной комиссии"- и есть следующий генсек.

Гораздо позже, относительно недавно, прочитал чьё-то мнение/воспоминание, что в следствие экономической жопы, не на что стало закупать зерно в стране было нечего жрать, и политбюро стояло перед сложным выбором: идти на, мягко говоря, конфронтацию с западом, или идти к нему на поклон. Я так понимаю, что выбрали последнее, отсюда и назначение последнего генсека.
Поэтому, категорически, не воспринимаю Горбачёва как "предателя", он выполнял (на мой взгляд) возложенную на него партией задачу. Выполнял как умел.
 
Последнее редактирование:

Dmitrij_76

Старейшина
О
Я был мал,но помню 16 мая 1985 года по телевизору. Ленинград. Женщина на площади его спрашивает, что делать, мужики пьют. Горбачёв отвечает : "Вот прямо сейчас мы занимаемся этим вопросом, скоро будет специальное постановление"

ХЗ почему, но запомнил только это.
Сразу вспомнилась нецензурная частушка того времени по этому поводу:
Спасибо Партии родной
И Горбачёву лично!
Вернулся трезвый муж домой
И вы#бал отлично!

А ситуацию под конец существования Союза очень точно охарактеризовали КВН-щики самого конца восьмидесятых.
Дело было вечером,
Верить было нечему.
Миша пел, Егор серчал,
А Борис права качал..
 

backfire

Старейшина
Михал Сергеич, допускаю, действовал из самых лучших побуждений, но реализовать их ему не позволило либо отсутствие поддержки партийной номенклатуры, либо собственная наивность и оторванность от реальности.
ну и система сама была деградировавшей в конец - поэтому возможность выжать из нее что-то лучшее, чем получилось, сильно сомнительна. Да и до деградации она была не фонтан, прямо скажем.
 

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
backfire, то есть, получается, что после Второй мировой войны СССР должен был бы внедрить что-то типо НЭПа, с последующим переходом на социал-демократические или открыто-буржуазные основы государственности?
 

Dmitrij_76

Старейшина
backfire, то есть, получается, что после Второй мировой войны СССР должен был бы внедрить что-то типо НЭПа, с последующим переходом на социал-демократические или открыто-буржуазные основы государственности?
Было бы интересно, если бы СССР стал (и продолжал) развиваться "по-ленински" - НЭП и тому подобное.
 

timsz

Старейшина
backfire, то есть, получается, что после Второй мировой войны СССР должен был бы внедрить что-то типо НЭПа, с последующим переходом на социал-демократические или открыто-буржуазные основы государственности?
Говорили, что в конце 60-ых планировали, но это привело бы к безработице. Засссомневались и не стали.
 

backfire

Старейшина
то есть, получается, что после Второй мировой войны СССР должен был бы внедрить что-то типо НЭПа, с последующим переходом на социал-демократические или открыто-буржуазные основы государственности?
по мне так система изначально была больная - поэтому какие-то костыли все равно остались бы костылями. Но да - НЭП с переходом к современному китайскому пути - может и помогло бы. Говорят, Берия примерно это и хотел проделать - уйти от партийного руководства и развивать экономику.
 

Tchernikoff

Модератор
Давным-давно я рассказывал на Маме как совершенно случайно пересёкся с Михаилом Сергеевичем в должности президента СССР и Раисой Максимовной. Дело было в воскресенье, 15 июля 1990 года. Жаркий солнечный день. По какой-то надобе я утром был в нашем аэропорту и обратил внимание, что в это время в аэропорту летал touch and go Ту-134А СЛО. Понаблюдал я за ним, да и уехал. Во второй половине дня, примерно в 14 часов на домом раздался непривычный гул неизвестного мне самолёта. Поскольку вырос я в районе аэропорта, то по звуку давно мог отличить, например, Ту-154 от Ту-134. А тут что-то громкое и низкое. Выскочив на балкон, я увидел только силуэт четырёхдвигательного джета, напоминавший Ил-86, скрывшийся из поля зрения за деревьями. Ил-86 до того у нас никогда не садились, что было поводом тут же взять спортивный велик и двинуть на нём в аэропорт. При подъезде к аэропорту стали обнаруживаться патрульные машины ГАИ на каждом перекрестке автодороги. И на финальном повороте в аэропорт тоже стоял ГАИ-шный "Жигуль", откуда милиционеры вопросительно покосились на меня. Я был в спортивной майке, спортивных шортах и кедах, с собой решительно ничего. Я подумал, что меня сейчас завернут обратно и на всякий случай поинтересовался: "Можно дальше ехать". Один из милиционеров молча кивнул головой и я погнал в аэропорт.
В аэропорту царила суета, ходили дяди в костюмах и с суровыми лицами, а ворота на перрон, обычно всегда наглухо закрытые, были распахнуты настежь. Я бросил велик недалеко от входа в терминал (вот просто бросил, ни о чем не беспокоясь, были же времена!) и пошёл на смотровой балкон.
С балкона мне предстала картина пустого перрона. Обычно, как минимум, 4-5 Ан-24 и Як-40 всегда стояли на стоянках, а тут всего один, недалеко от пожарки, не на стоянках для Ту-154/134, а на стоянке для Як-40. Тот самый, который я видел в воздухе полчаса назад. И какой! А вот именно этот:
111.jpg

Номер (10+04) я запомнил так как уже тогда увлекался номерками.
Кроме него на лётном поле стоял трап СПТ-104, покрытый красной ковровой дорожкой, которая тянулась от него по земле.
По правую сторону (если смотреть со стороны трапа) тоненькой веревкой был расчерчен квадрат, внутри которого ровными шеренгами стояли пионеры в белых рубашках и с галстуками. На перроне шушукались, что в город прилетает Горбачев с тогдашним канцлером ФРГ Гельмутом Колем. А на люфваффовском 707 прилетели журналисты.
Примерно минут через двадцать в небе появился другой самолёт - Ил-62М. Тут я совсем обнаглел (фигли, 20 лет всего), спустился с балкона и почапал через открытые ворота на лётное поле. У ворот стояли дяди в штатском и тоже смерили меня вопросительными взглядами. Как и в случае с ГАИ-шниками, я попросил разрешения пройти на лётное поле. Ответом мне было молчаливое согласие (или кивок, я уже не помню).
И вот, я, в спортивном прикиде, шесть футов ростом, пошёл в квадрат с пионерами. Там организаторы мне показали, чтобы я встал в самом последнем ряду. Да я и не стремился в первые ряды.
Меж тем Ил-62 пристроился в глиссаду и уже подходил к ВПП. Надо заметить, что наш аэропорт в те времена не принимал ни Ил-62, ни, тем более, Боинги-707. Это было первым моим авиационным удивлением.
Вторым удивлением было то, что по пролету торца ВПП, ещё в воздухе, Ил-62М переложил створки реверса. О тот, что так можно, я узнал лишь году в 2002-м с форума avia.ru.
Третьим удивлением было следующее. До этого я видел, как самолёт заруливал на стоянку и к нем подавали трап. Но ни разу до этого не видел, чтобы самолет подавали к стоящему трапу. Да так филигранно, сантиметр-в-сантиметр.
Потом последовала торжественная встреча, Горбачев, его супруга и Коль спустились по трапу, выслушали гимны, откушали южные хлеб-соль и стали жать руки встречающим, в том числе и пионерам. Тут я полез в первые ряды, где мне удалось пожать руки обоим лидерам. Ладонь Коля было большая, крепкая, как лопата. Ладонь Горбачева - напротив, небольшая, мягкая и влажная, как кисель.
Фото вечера этого дня в Архызе (КЧР тогда ещё входила в состав Ставропольского края):
112.jpg

Источник:
85 лет Михаилу Горбачеву (фотогалерея)

Вот такие впечатления остались. С высоты прошедших лет уровень безопасности при обслуживании первых лиц зашкаливающе мягкий. Сейчас такое и представить себе невозможно.

Да, ещё. За 28 лет, прошедших с этой встречи, мне пока не попалось ни одного кино-фотоматериала об этой встрече в аэропорту. А снимали там многие. Полцарства тому, кто отыщет или поможет отыскать фото или видео от 15.07.90 с пионерами и долговязым "спортсменом" в дальних рядах.
 

DSA76

Старейшина
Фото вечера этого дня в Архызе (КЧР тогда ещё входила в состав Ставропольского края):
Deutschlandspiegel 432/1990 – Films at the German Federal Archive
Архив. Визит в Ставрополь - сразу после первого сюжета (со скАчками).
Интересующих тебя кадров нет, к сожалению, но есть нарезка на 7 минут, в т.ч. отлет Колля.
 

DSA76

Старейшина
П.С. Про "7 мин" нечаянно соврал.
Метки в описании 52 - 59 - это, похоже, метры пленки.
Сюжет начинается с 2:15 по временной шкале. Там есть еще вкладка KeyFrames - очень легко по ней ориентироваться. Вообще, сайт - образцовый пример организации видеоархива.
 

avro

Старейшина
Кто больше бед наделал, Горбачев или Ельцин - тут еще вопрос. Горбачев года до волны на распад СССР (года до 1988го) был наверно в тренде, а потом его покатило на волне и он не смог в руки государство взять. И тут бах, БорисНиколаич со своими запилами, что мы вот щас тут у себя в РСФСР. Ну другие ССР посмотрели и тоже давай валить.