Иностранная военная история

Hayam

Злобный доктор
Ровно 455 лет назад, 19 мая 1565 года началась Великая осада Мальты - решающая битва между христианской и исламской цивилизациями за господство над Средиземноморьем. 40-тысячное войско турецкого султана Сулеймана Великолепного в течение трех месяцев, трех недель и трех дней пыталось овладеть островом, который защищали около 600 рыцарей ордена госпитальеров, ведущего свою историю от первого крестового похода. На их стороне воевали примерно 1200 наемников из различных стран Западной Европы и от трех до четырех тысяч местных ополченцев.

Несмотря на многократное численное превосходство, турки так и не смогли захватить главные орденские цитадели - форты Сент Михаэль и Сент Анжело, а также - примыкавшие к ним укрепленные города Сенглеа и Биргу. Но им удалось взять штурмом расположенный на противоположной стороне бухты форт Сент Эльм.

Великий магистр госпитальеров Жан де ла Валетт, в честь которого впоследствии была названа столица Мальты, заранее знал от своей стамбульской агентуры о предстоящем нападении и успел к нему подготовиться - укрепить стены и накопить большие запасы продовольствия, вина и воды в расчете на долгую осаду. Поэтому его люди, насмотря на наземную и морскую блокаду, не испытывали недостатка в провизии.

Но нельзя сказать, что им было легко. Турки непрерывно обстреливали город и форты осадной артиллерией, в том числе - сверхтяжелыми бомбардами, метавшими 300-фунтовые каменные ядра. Кроме того, защитникам пришлось отразить несколько приступов, в одном из которых турки использовали осадную башню.

Витва велась по-средневековому брутально. Захватив Сент Эльм, турки перебили всех его защитников и бросили их тела в море с таким расчетом, чтобы их отнесло прибоем к стенам форта Сент Анжело. В ответ на это рыцари обезглавили всех пленных турок и выставили их головы на городской стене, обращенной к противнику. В общем, было не скучно и на пощаду никто не надеялся.

В августе положение защитников значительно облегчила вспыхнувшая в турецких лагерях эпидемия какой-то кишечной инфекции, скорее всего - дизентерии, выкосившая за несколько недель до десяти тысяч воинов пророка. А финальную точку в осаде поставило прибытие на Мальту 7 сентября восьми тысяч испанских солдат под командованием генерала Асканио де ла Корны.

Лазутчики, доложившие турецкому главнокомандующему Мустафа-паше о высадке вражеских войск, вдвое завысили их количество, сообщив, что к госпитальерам идет подкрепление численностью не менее 16 тысяч латников и аркебузиров. Испуганный паша отдал приказ о снятии осады и немедленной эвакуации.

Однако уже на следующий день турки выяснили подлинную численность противника и Мустафа-паша отменил свой приказ, распорядившись возвращаться в осадные лагеря. Но не тут-то было. Де ла Корна атаковал турок на марше. Ослабленные дизентерией бойцы не смогли оказать достойного сопротивления и были разгромлены, а их остатки бежали на корабли.

В результате, из 40 тысяч воинов, пытавшихся захватить Мальту, уцелело, по разным оценкам, от пяти до десяти тысяч. Особенно болезненным для султана была потеря его элитной гвардии. Из шести тысяч янычар, участвовавших в мальтийском походе, погибло или умерло от болезней более четырех тысяч.

Тем не менее, Сулейман Великолепный, разъяренный неудачей, решил на следующий год повторить экспедицию, лично возглавив войска ("Только в моей руке османский меч становится непобедимым!"). Но грандиозный пожар, вспыхнувший в стамбульском порту и уничтоживший множество судов, поставил крест на этих планах. Решив, что Аллах не благоволит захвату Мальты, султан переключил свое внимание на Венгрию.

Защитникам острова победа досталась недешево. К моменту разгрома турок армией де ла Корны в распоряжении магистра оставалось всего около 600 профессиональных бойцов и полторы-две тысячи ополченцев. Остальные были убиты или тяжело ранены. Сам магистр, получивший ранение в колено, мог передвигаться только на носилках, а из 600 его орденских братьев погибли 240. Но этот успех серьезно затормозил турецкий натиск в Средиземноморье, а разгром османского флота при Лепанто 7 октября 1571 года остановил его окончательно.

Отсюда:
 

Hayam

Злобный доктор
Аргентинские пехотинцы на трофейных карьерных самосвалах КрАЗ-256, захваченных во время высадки аргентинцев на британских Фолклендских островах; апрель 1982-го года
1589989015303.png

Этот КрАЗ явно видел некоторое дерьмо в своей жизни
1589989065394.png

Захваченные самосвалы КрАЗ-256 (шедших на экспорт под маркой БелАЗ) использовались британскими гражданскими организациями, работавшими на острове.
 

Leks965

Старейшина
Где-то мне попадался проспект с розовыми Кразами на стройке в Британии
 

Hayam

Злобный доктор
Leks965, это прокол полиграфии :) на самом деле, как пишут, они были полярные оранжевые, как в "Мимино"
 

Миша

Старейшина
на самом деле, как пишут, они были полярные оранжевые, как в "Мимино"
А какое отношение самосвал Хачикяна имеет к полярным? Грязно-оранжевый цвет, был вообще весьма распространенным цветом для КрАЗов в 70-е.
КрАЗы экспортировались в Британию. Не слишком впрочем широко. Главный критерий успеха, этого мероприятия - цена, но и определённая убогость британского грузового рынка.
 
Последнее редактирование:

Миша

Старейшина
Атака Хезболлы на израильский корвет Ханит, во время ливанской войны 2006 года.
Хезболла атаковала, принимавший участие в блокаде ливанского побережья израильский весьма современный корвет (1275 тонн водоизмещения), с помощью мобильного берегового противокорабельного ракетного комплекса иранского производства, сделанного на базе лицензионной китайской противокорабельной ракеты, на удалении 10 миль от побережья, непосредственно у Бейрута.
Был произведён пуск трёх ракет. Одна, в цель не попала, другая ошибочно захватила шедшее в 60 км от берега гражданское судно под камбоджийский флагом и потопило его (без жертв).
А третья попала в корвет. Израильтянам очень повезло, что ракета попала непосредственно в грузовую балку, на вертолётной палубе, что максимально минимизировало последствия взрыва БЧ. А большая часть команды находилась в столовой. Тем не менее была пробита вертолётная палуба, повреждён вертолётный ангар, погибло четыре человека, вспыхнул пожар. Благодаря принятым мерам, пожар был ликвидирован, корабль своим ходом смог добраться до базы.
 

mishk

Старейшина
Атака Хезболлы на израильский корвет Ханит, во время ливанской войны 2006 года.
Хезболла атаковала, принимавший участие в блокаде ливанского побережья израильский весьма современный корвет (1275 тонн водоизмещения), с помощью мобильного берегового противокорабельного ракетного комплекса иранского производства, сделанного на базе лицензионной китайской противокорабельной ракеты, на удалении 10 миль от побережья, непосредственно у Бейрута.
Был произведён пуск трёх ракет. Одна, в цель не попала, другая ошибочно захватила шедшее в 60 км от берега гражданское судно под камбоджийский флагом и потопило его (без жертв).
А третья попала в корвет. Израильтянам очень повезло, что ракета попала непосредственно в грузовую балку, на вертолётной палубе, что максимально минимизировало последствия взрыва БЧ. А большая часть команды находилась в столовой. Тем не менее была пробита вертолётная палуба, повреждён вертолётный ангар, погибло четыре человека, вспыхнул пожар. Благодаря принятым мерам, пожар был ликвидирован, корабль своим ходом смог добраться до базы.
А там нигде не написано, что это все случилось исключительно по расп...ству экипажа не задействовавшего средства противодействия у вражеского берега?
 

Миша

Старейшина
А там нигде не написано, что это все случилось исключительно по расп...ству экипажа не задействовавшего средства противодействия у вражеского берега?
Случилось, потому что случилось.
Потому что израильтяне весьма расслаблено фланировали вдоль берега, разведка совершенно профукала наличие у Хезболлы берегового мобильного противокорабельного ракетного комплекса, профукали его выдвижение на пусковую позицию, пуск и уход, на все средства предупреждения забили, от ложных срабатываний от своей авиации, РЭБ отрубили, что бы своей же авиации не мешать.
Хезболлинцы, чётко вычислили, маршрут патрулирования, в нужный момент вывели пусковую установку, на огневую позицию, чётко пассивно, по постоянно работавшим портовым гражданским радарам навелись и чётко выполнили пуск и чётко ушли. И всё это в условиях абсолютного господства вражеской авиации в воздухе. Как факт, был повреждён "стэлс" корабль, с номинально весьма мощной ПВО, при этом всем своим арсеналом совсем не воспользовался. И очень повезло, что ракета попала, в кран-манипулятор на открытой вертолётной палубе, а не в борт или настройку и последствия были минимальны. Атакующая, сторона, попала одной из трёх. У них были случайные жертвы, но вряд ли этот факт их сильно огорчил.
 

dolph2005

Старейшина
Сюда из ветки об авиационном фото:
В 1958 г. незадолго до свержения Батисты Куба приобрела 15 "Си Фьюри" FВ.11 и два Т.20. Самолеты получили в разобранном виде и собрали их уже после революции. Все машины ранее были на вооружении флота Великобритании. Кубинские "Си Фьюри" приняли активное участие в боевых действиях 17-20 апреля 1961 г. на Плайя-Хирон в заливе Кочинос. К этому времени ВВС Кубы располагали всего 8 боеспособными самолетами: 2 реактивными учебными истребителями Т-33, 2 бомбардировщиками Дуглас В-26 и 4 "Си Фьюри". Авиация антикастровских сил имела 16 самолетов и должна была обеспечить господство в воздухе. Для высадки десанта предназначались 7 крупных судов и вспомогательная флотилия из танкодесантных барж и 40 мелких судов.

Уже утром 17 апреля пилот кубинского "Си Фьюри", тридцативосьмилетний капитан Энрике Каррерас Рохас, по прозвищу "Дед", попав четырьмя ракетами с высоты 300м в корму, потопил транспорт "Хьюстон" (типа "Либерти") с 5-м батальоном контрреволюционной "Бригады 2506". Затем оставшимися ракетами отправил на дно более крупное судно "Рио-Эскондидо" вместе с большей частью боеприпасов и тяжелого вооружения. В этом же вылете "Дедом" был сбит самолет В-26. Всего этот летчик совершил на "Си Фьюри" семь боевых вылетов, причем сбил два самолета противника. Другой "Си Фьюри" пилотировал двадцатисемилетний лейтенант Д.Р.Моле. Он совершил семь вылетов и сбил один самолет противника. Лейтенант К.Улла в первом же полете уничтожил В-26. Лейтенант Г.Бурзас совершил на "Си Фьюри" 8 боевых вылетов.

Об эффективности действий кубинской авиации свидетельствует заявление участника интервенции одному из американских журналов: "...ВВС Кастро разгромили вспомогательную флотилию вторгшихся войск. Налеты авиации привели к тому, что вторгшиеся войска не получали никакого снабжения". 19 апреля кубинская авиация помешала погрузке остатков "Бригады 2506" на десантные суда для эвакуации. Всего ВВС Кубы потопили 5 транспортов и десантных судов интервентов и фактически обеспечили господство в воздухе, сбив 6 самолетов противника из 16. Большая часть этих побед приходится на долю лётчиков, летавших на "Си Фьюри". Потери кубинцев составили два самолета. В кубинском музее авиации хранится один из "Си Фьюри", принимавших участие в боевых действиях на Плайя-Хирон. Самолет имеет знаки революционных ВВС Кубы (FAR), а на фюзеляже - номер "542" желтого цвета. Возможно, номер был нанесен после установки в музей, так как в литературе сообщается о машине с номером 541.
 

Hayam

Злобный доктор
Годовщина этой замечательной операции
Не смотрите, что "Максим" :) статья хорошая. Много фотографий
 

Hayam

Злобный доктор
О подсчете уничтоженных противников