Англичане сделали из успехов крейсеров Того неправильные выводы, и появился целый класс - линейные крейсера.
Вспомнилось...
Несмотря на в общем-то неудачу самой идеи линейных крейсеров, был один, которого называли "Разрушитель империй". Это линейный крейсер "Гебен". Сколько он нам крови попортил....
Его история довольно интересна.
Начало первой мировой его застало в средиземном море. Англичане быстро заблокировали Гибралтар и устроили за Гебеном охоту. Но тот, не имея другого выхода, неожиданно ушел в Константинополь. Был сделан просто гениальный ход (А.Парвус руку приложил) - немцы крейсер подарили туркам. Те ещё не понимали, что бесплатный сыр...и т.д.
Гебен (и легкий крейсер Бреслау при нем) зачислили в состав турецкого флота и переодели немецкий экипаж в турецкую форму. Поскольку остальной флот Турции можно было в расчет не брать, командовать оставили немецкого адмирала Вильгельма Сушона.
Сушон вывел турецкий флот на маневры, а сам на Гебене пошел к Севастополю и устроил обстрел города, что автоматически означало вступление Турции в войну против России. Турки воевать с Россией не хотели, сколько можно на грабли наступать, но Сушон втащил Турцию в войну буквально за шкирку. В правительстве Турции были желающие извиниться перед Россией, арестовать Сушона и представить все как недоразумение, но, глядя на бронированное чудовище с десятью 11" орудиями, которое стояло в золотом роге напротив дворца султана, передумали.
Все бы ничего, но Турция тут-же закрыла проливы, через которые шло более 90% российского экспорта-импорта. А Россия уже воевала. А слабая промышленность России не могла обеспечить армию даже боеприпасами. Накопленное закончилось через несколько месяцев. Союзники готовы были снабжать Россию в достаточном количестве, лишь бы та воевала, но Архангельск замерзал на полглда, в Мурманске тогда толкового порта не было.
Совершенно неожиданно Россия оказалась в блокаде как и Германия. И эта экономическая удавка сыграла куда как более значимую роль в развале империи, чем всё остальное. Ну а следом рухнула и Турция.
Нормально, роль одного крейсера в истории?
Надо сказать, что появление Гебена сразу изменило расклад сил на Черном море. Ядром флота у России там были 5 старых броненосцев постройки времен Русско-Японской войны: Евстафий, Иоанн Златоуст, Св.Пантелеймон (бывший Потемкин), Три святителя и Ростислав. Все впятером они были слабее Гебена, у которого водоизмещение за 25 000 т, десять современных 11-дюймовых орудий и скорость 27 узлов. Однажды Гебен встретился в море с нашими старичками и решил устроить нечто вроде мини цусимы. Обладая значительно большей скоростью и дальнобойностью орудий Сушон собирался безнаказанно расстрелять броненосцы. Но одна мелочь, русские извлекли урок из прошлых поражений и натренированность экипажей оказалась совсем не такая, как в 1905 г. Практически сразу Евстафий влепил в Гебен два 12" снаряда и Сушон решил не быть героем и убрался в Босфор.
Ещё интересный момент: Когда Гебен обстреливал Севастополь, он зашел на стационарное минное поле. Но, блин, поле управлялось с берега и в этот момент было разомкнуто. Побежали включать, но управление минами было подчинено не флоту, а коменданту Севастополя, дежурный унтер-офицер, без приказа коменданта никого не пустил на станцию управления. В общем пока разобрались, было уже поздно.
И вообще, вся история флота, судьба морских сражений и, даже судьба империй очень часто зависит от случая, какого-то краткого момента и от правильного решения зависит очень много.
Это что, будь тот унтер посообразительнее, ПМВ пошла бы по другому, была бы победа, 2-х революций бы не было? Англия, кстати, обещала отдать проливы России после победы. В каком государстве бы мы жили тогда?
И ещё - Гебен был сдан на металлолом из Турецкого флота в 1952 году. Он пережил очень многих даже из второй мировой.
Вот он
P.S. В основном по материалам И.Бунич "Черноморская цусима".