ЮАР

amat

amat

Старейшина
Что-то на юге Африки тлеть начинает...

Очередной мультикультурный эксперимент не сработал: в пригороды Йоханнесбурга введены воинские части, а власти ЮАР сформировали специальный «правительственный кабинет» для подавления «беспорядков на почве ксенофобии». Уже неделю в стране продолжаются столкновения между зулусами и иммигрантами, кровь льется с подачи местных королей, расистов и тех, кого называют «марионетками Вашингтона»...

http://vz.ru/world/2015/4/22/741555.html
 
Prof

Prof

Старейшина
Тут кто-то с год назад выкладывал ссылку на интересный пост в ЖЖ про современные реалии жизни в столице ЮАР. Не поделитесь ссылкой - не могу найти...
 
М

Миша

Старейшина
Zeppelin

Zeppelin

Старейшина
Это п*здец, товарищи. Это я про информацию по ссылке.
Если задуматься, в США происходит тоже самое, только в более мягком варианте. Плоды будут лет через 15-20. Возможно, будут и таблички "Вход только для..."
 
Последнее редактирование:
kepesh

kepesh

Старейшина
А ведь мой директор школы вместе с физруком туда эмигрировали в своё время... Как они интересно ?
ЗЫ : у директора погремуха была "Пиночет",между прочим, от фамилии Пинеккер. :)
 
kepesh

kepesh

Старейшина
Hayam, не знаю, по каким каналам, но вроде немцы они.
 
amat

amat

Старейшина
Еще одна загадка для прессы
Для описания взаимоотношений Путина и Зумы южноафриканские газеты придумали новое слово bromance – от слов «брат» и «любовный роман». Им не слишком понятно, на чем – вернее, на каких общих интересах – держится дружба глав двух столь разных стран. Загадка усложняется тем, что два президента, мягко говоря, не близки друг другу по характеру и взглядам. Однако за последнее время Зума побывал в Москве рекордное количество раз, причем пару раз в обстановке секретности, а телефонным переговорам с Путиным вообще несть числа. И если не общие интересы сближают две страны и двух лидеров, то одни интересы превалируют над другими? Так ведь тоже бывает.
http://vz.ru/world/2015/5/12/744827.html
 
avro

avro

Старейшина
Поговорил на корпоративе с человеком, впервые побывавшем в ЮАР весной с.г.

Говорит, все красиво, особенно в Дурбане и Кейптауне. Но только в светлое время суток. Вечером лучше сидеть в отеле. Там у них очень ценятся отели с охраной, добавил он. И привел пример, как они ходили к кому-то в гости в частный дом. Ну и там колючка под электричеством по забору идет... Заинтриговал прямо...
 
310

310

Старейшина
Поговорил на корпоративе с человеком, впервые побывавшем в ЮАР весной с.г.

Говорит, все красиво, особенно в Дурбане и Кейптауне. Но только в светлое время суток. Вечером лучше сидеть в отеле. Там у них очень ценятся отели с охраной, добавил он. И привел пример, как они ходили к кому-то в гости в частный дом. Ну и там колючка под электричеством по забору идет... Заинтриговал прямо...
Никаких интриг. Колючка по заборам, да на изоляторах, там практически всюду. Весьма серьезна проблема квартирного воровства. Черные (менталь весьма дикие) рассматривают жилища белых просто как склад наживы. В воровстве и налетах не видят никакого криминала. Простотне понимают, что такое криминал, законы, юриспруденция. Для черных жизнь в тюрьме может оказаться намного комфортнее их повседневной жизни. Поэтому от них защищаются пассивно, заборами и проволокой с током.
Теоретически опасно там ходить по ночам. Но по нлчам там вообще никто не ходит. Все только ездят. Это безопасно. Днем ходят только вблизи больших моллов. Вдоль дорог тоже никто из "не черных" не ходит. Все ездят.

В Йоханнесбурге отличные дороги и богатое белое и индусское население. Они не ходят пешком.
Черные живут в таких специальных "компаундах", состоящих из плотно прижатых друг к другу бетонных лачужек. Зрелище омерзительное, но черных это устраивает, так как в силу традиций они "на воле" живут в еще худших условиях. Черные редко ездят в автомобилях. Обычно передвигаются пешком гуськом по обочинам. Черные с воодушевлением торгуют местными сувенирами и всяким хламом на перекрестках со светофорами.

В Кейптауне черных не видно совсем. Город богатый и тихий. Белые и прочие не черные там выполняют всю работу поэтому черным делать там совсем нечего. Поэтому там безопасно и днем и ночью.

Если что, это заметки трехлетней давности. С тех пор, как поменяли тип самолета на рейсах в ЮАР, я там не был.
 
avro

avro

Старейшина
Взяли и зашли.

Отряд кораблей Северного флота (СФ) в составе большого противолодочного корабля (БПК) «Североморск», спасательного буксирного судна «Алтай» и среднего морского танкера «Дубна» прибыл в Южно-Африканскую Республику. БПК «Североморск» был ошвартован в порту Кейптаун, а суда обеспечения встали к причалам в главной военно-морской безе ЮАР Саймонстаун.

Программой делового захода российских кораблей предусмотрены встречи военных моряков с представителями российского дипломатического корпуса в Южно-Африканской Республике, военно-морских сил ЮАР, а также мэрии города Кейптаун.

Во время нахождения в Республике БПК «Североморск» будет открыт для посещения местным населением, а российские моряки осмотрят достопримечательности Кейптауна и Саймонстауна. Для этого принимающей стороной запланировано несколько автобусных экскурсий. На мемориальном военно-морском кладбище в Саймонстауне экипаж БПК «Североморск» почтит память соотечественников и возложит венки к могилам русских моряков.

http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12115195@egNews
 
М

Миша

Старейшина
Недобровольная отставка президента ЮАР Джейкоба Зумы


В ночь с 14 на 15 февраля президент Южно-Африканской Республики Джейкоб Зума подал в отставку. За этой дежурной фразой стоит отчаянная кампания по смещению президента, которая началась почти два года назад.
Отставка Дж. Зумы не была добровольной. После избрания председателем правящей партии Африканский национальный конгресс (АНК) Сирила Рамапосы, давление на президента Зуму усилилось. Если раньше призывы к отставке раздавались со стороны оппозиции, затем – из отдельных фракций и местных организаций АНК, то с начала года к процессу подключился Верховный совет шести, представляющий собой высшее партийное руководство (Top-6).
Кульминацией событий последних часов стал визит членов Top-6 к президенту и передача ему послания руководства партии, в котором говорилось, что Африканский национальный конгресс "отзывает" Дж. Зуму с поста президента страны. Здесь стоит обратить особое внимание на интервью, которое дал президент Зума каналу SABC 14 февраля: он заявил, что руководство партии, потребовав его отставки, не назвало никаких к этому причин.
После того как Дж. Зума отклонил это требование, руководство АНК приняло решение о том, что, если до утра следующего дня Дж. Зума не покинет свой пост, в парламенте будет поставлен вопрос о недоверии его правительству. Необычность ситуации состояла в том, что вопрос о вотуме недоверия был поставлен оппозицией, и если бы Дж. Зума в конце концов не ушёл "добровольно", правящая партия проголосовала бы за оппозицию! Или же объявила бы президенту импичмент, о чём Дж. Зума был также предупреждён.
Следует отметить, что события развивались по тому же сценарию, какой был апробирован самим Дж. Зумой в 2008 году, когда он победил на выборах тогдашнего главу Африканского национального конгресса и президента страны Табо Мбеки. Т. Мбеки также под угрозой импичмента был вынужден подать в отставку с поста президента ЮАР, так как АНК отозвал его. Так что именно Джейкоб Зума впервые ввёл в практику "отзыв" (recall) президента страны. Кажется, это становится традицией.
В своей книге "Семь дней в сентябре" глава администрации президента Т. Мбеки Фрэнк Чикане детально описал "отставку" своего шефа. Тогда в 2008 году произошёл государственный переворот. Президент был смещён на основании необоснованного судебного решения (оно было впоследствии отменено как вынесенное без каких-либо оснований, но было уже поздно). Мне удалось получить подтверждение самого Т. Мбеки о том, что описанная Ф. Чикане версия событий соответствует действительности…
Дж. Зума совершил немало ошибок, но ни одна из них не являлась основанием для его смещения с должности. В то же время в стране сложилось двоевластие. В принципипе, наличие двух центров власти могло бы и не создать слишком больших проблем: в ЮАР есть система разделения властей, есть система сдержек и противовесов. Наконец, два центра власти существовали бы лишь 18 месяцев, до новых выборов. Серьёзная проблема могла бы возникнуть только в том случае, если бы президент страны отказался следовать линии своей партии. Однако таких обвинений руководство АНК Дж. Зуме не предъявило.
Именно при президенте Дж. Зуме началась политика "радикальной экономической трансформации" Южной Африки, но это была не столько политика правительства, сколько политика правящей партии. И важнейшие элементы этой политики (экспроприация земли без компенсации и национализации частного Центрального банка ЮАР) были утверждены на той самой национальной конференции АНК в декабре 2017 года, которая избрала своим лидером Р. Рамапосу.
Следует отметить, что составной частью нападок на президента Дж. Зуму были атаки на Россию. А перед выдвижением Дж. Зуме ультиматума Верховного совета шести в СМИ была запущена утка о срочном визите российского президента в ЮАР. Журналисты старательно распространяли слух о том, что якобы "Путин едет спасать Зуму". Южноафриканские СМИ словно провоцировали российскую реакцию на свержение президента Зумы. Когда руководство АНК приняло решение об отзыве президента, главный телеканал передал два спецрепортажа из Москвы под названием "Реакция из России". Однако вместо официальной российской реакции (которой не было) зрителям предложили реакцию корреспондентов SABC, которые, находясь в Москве, фантазировали на тему о возможной реакции российских властей! То есть и здесь была фальшивка.
Несмотря на то, что Дж. Зума выразил своё несогласие с аргументами руководства партии (собственно, аргументов не было), он согласился уйти в отставку. Сразу после этого руководство АНК провело пресс-конференцию, на которой заявило, что причины отзыва Джейкоба Зумы с поста президента страны будут разъяснены ему в частном порядке и не станут публичными…
Несколько оппозиционных партий попытались сорвать чрезвычайное заседание парламента 15 февраля, на котором избирался новый президент ЮАР; они требовали роспуска парталмента и проведения новых выборов. Когда стало ясно, что попытка не удалась, партия Борцов за экономическую свободу покинула зал. Все остальные, оставшись на заседании, поздравили вновь избранного главу государства. Им стал глава Африканского национального конгресса Сирил Рамапоса.
 
М

Миша

Старейшина
Правый уклон. Что означает новый президент-бизнесмен для Южной Африки, БРИКС и России

В Южной Африке колоритного президента Джейкоба Зуму, олицетворявшего левый поворот, досрочно сменил бизнесмен Сирил Рамапоса. В ЮАР у российского бизнеса конкретные проекты и интересы, а политически это важный партнер по БРИКС. Пролоббированные через окружение Зумы сделки в атомной сфере уже отменены, однако сотрудничество в рамках БРИКС, хотя щедрых обещаний будет меньше, смена президента скорее укрепит.
В ЮАР сменился президент – тихо, без выборов и революций. Сирил Рамапоса победил во внутрипартийной борьбе действующего Джейкоба Зуму, дальше было только формальное голосование в парламенте. Правящая партия – Африканский национальный конгресс (АНК) – так долго и безоговорочно доминирует в Южной Африке, что сама оказалась расшатана внутренними противоречиями. В преддверии выборов 2019 года новому лидеру предстоит попытка консолидировать институты управления страной.
Африканский национальный конгресс не ширма авторитарного режима или бюрократического аппарата, а реальная площадка политической борьбы. Повестка определяется в конкурентном столкновении лоббистских групп, профсоюзных и молодежных лидеров, региональных элит, консолидирующих голоса избирателей в том числе и по этническому принципу. С преодолением апартеида в ЮАР стали более явными культурные и исторические противопоставления групп черного населения, распространилось представление о делении черных ЮАР на две большие группы: сото и нгуни. К сото (северные, или "внутренние" народы) относят и собственно сото, и педи, и все племена тсвана. К нгуни (южные, или "внешние", прибрежные народы) – зулу, коса, северные и южные ндебеле, а также свази. Нгуни составляет около 45% населения ЮАР, а сото-тсвана – около 30%. Почти все прошлые черные президенты ЮАР (с 1994 года) были
нгуни (зулу или коса), только Кгалема Мотланте (сентябрь 2008 – май 2009) – тсвана. Рамапоса из небольшой группы венда, исторически тяготеющей к сото-тсвана. Мотсепе – тсвана. Приход их тандема к власти может означать тонкую настройку баланса в отношениях черных элит. Но не менее, чем этническая, важна социальная и внешнеполитическая ориентация нового президента.
Семейный подряд
Полномочия предыдущего президента ЮАР, Джейкоба Зумы, заканчивались только в 2019 году. Зума поначалу категорически отказывался досрочно уходить в отставку и уступил только под нажимом нового руководства АНК и угрозой импичмента. Даже сторонники левого курса, который олицетворял Зума, согласились с тем, что в личном качестве он скорее вредит электоральным перспективам партии.
В декабре 2017 года основным вопросом 54-й Национальной конференции АНК были выборы нового председателя, и Зума предложил партии свою бывшую супругу, Нкосозану Дламини-Зуму, которая была министром иностранных дел ЮАР с 1999 по 2009 год, а затем руководила Комиссией Африканского союза. Но она уступила, хоть и с минимальным перевесом, Сирилу Рамапосе.
За время правления Джейкоба Зума темпы экономического роста в ЮАР ни разу не превысили 3,5%, с 2014 года опустились ниже 2%, с 2016-го упали ниже 1%. ВВП на душу населения с 2009 по 2017 год остался без изменений на уровне $6000 на человека, безработица выросла с 23,7% до 27,6%. В то же время инфляция сократилась с 7,1% до 5,4%.
Досрочная отставка Джейкоба Зумы обсуждалась в ЮАР последние несколько лет. Сам по себе скандальный образ президента, известного многоженца и противника сексуальных меньшинств, серьезно пострадал из-за кампании в СМИ по поводу коррупции. Основные обвинения касались связей с семьей бизнесменов индийского происхождения Гупта, не обошлось и без "русского следа".
Русский ядерный след
ЮАР одна из немногих стран Африки, где российский бизнес действительно широко представлен. Активами в стране владеют ЗАО "Группа компаний Ренова" (разведка и добыча марганцевой руды, производство силикомарганца), ОАО "Северсталь" (производство брикетированного железа), инвестиционная компания "Ренессанс Капитал" (финансовые услуги), АО "Вертолеты России" (сервис вертолетной техники), ГМК "Норильский никель" (добыча медно-никелевых руд). В Йоханнесбурге действует российское торговое представительство, располагаются офисы госкорпорации Внешэкономбанк и ЗАО "Русатом Оверсиз".
Часть российских инвестиций в ЮАР оказалась фактически потеряна. Компания с российскими акционерами Evraz Plc лишилась почти $700 млн после банкротства южноафриканского подразделения, а ГМК "Норильский никель" несколько лет безуспешно пытается избавиться от активов в стране, в том числе с помощью судебных процедур. Российские компании столкнулись в ЮАР и с политическими рисками. В частности, речь идет о сотрудничестве в атомной сфере.
21 сентября 2014 года Россия и ЮАР заключили соглашение о стратегическом партнерстве в атомной энергетике и промышленности (с российской стороны генеральный директор "Росатома" Сергей Кириенко, сейчас – замглавы администрации президента). Соглашение подразумевало подготовку строительства энергоблоков общей мощностью свыше 9 ГВт (и стоимостью не менее $70 млрд).
Крупнейшая оппозиционная партия ЮАР, Демократический альянс, публично обвинила президента Джейкоба Зуму в том, что он тайно подписал с Россией соглашение о строительстве атомных энергоблоков. Президент официально опроверг обвинения.
В марте 2017 года министр финансов ЮАР Правин Гордан, известный противник реализации масштабной программы строительства новых блоков АЭС, был отправлен в отставку. За увольнением последовало понижение агентствами S&P Global Ratings и Fitch Ratings кредитных рейтингов ЮАР до "мусорного" уровня.
26 апреля 2017 года Высокий суд провинции Западный Кейп (ЮАР) вынес решение о незаконности начатого в 2015 году тендерного процесса по программе строительства атомных энергоблоков общей мощностью 9,6 ГВт, признал недействительными соответствующие межправительственные соглашения с Россией (а заодно с США и Республикой Корея) и обязал провести парламентские слушания по проекту.
22 октября 2017 года южноафриканское издание Sunday Times сообщило, что кандидатура нового министра энергетики ЮАР Дэвида Махлобо была пролоббирована Россией в интересах реализации российскими подрядчиками атомной программы страны. А в декабре 2017 года южноафриканские СМИ распространили комментарии сотрудника Института исследования безопасности (Institute for Security Studies, ISS) Джеки Силиерса о том, что Россия пытается повлиять на исход борьбы за пост председателя АНК. Прямо не называя возможного бенефициара, эксперт указывал на крайнюю заинтересованность Москвы в реализации ядерной сделки, намекая на поддержку Нкосозаны Дламини-Зумы.
Правдоподобных свидетельств вмешательствам Москвы в политическую жизнь ЮАР нет, и в любом случае чьей бы то ни было поддержки недостаточно, чтобы помочь Дламини-Зуме. На выборах председателя АНК она получила 2261 голос делегатов против 2440 за Сирила Рамапосу, который в одном из первых программных интервью из швейцарского Давоса (январь 2018) недвусмысленно заявил, что у страны "нет денег" на строительство новых энергоблоков.
Профсоюзный олигарх
Адвокат по образованию, Рамапоса стал видным участником борьбы против режима апартеида еще в 1970-х. В 1982 году он основал профсоюз – Национальный союз работников горной промышленности (National Union of Mineworkers), который со временем стал ведущим профсоюзом ЮАР. Как представитель наиболее умеренного крыла АНК в начале 1990-х годов стал одним из ведущих переговорщиков по условиям и формату демонтажа апартеида. В 1991 году Рамапоса стал генеральным секретарем АНК, возглавил Конституционную ассамблею ЮАР, которая подготовила к принятию в 1996 году новую конституцию. Однако после неудачи в борьбе за пост преемника Нельсона Манделы Рамапоса на время ушел из политики в бизнес.
Рамапоса стал одним из главных бенефициаров политики "Экономического усиления черных" (Black Economic Empowerment), официальной линии АНК на перераспределение активов в национальной экономике. Через холдинг "Шандука" он получил доли в ряде горнодобывающих предприятий, мобильном операторе MTN, а также франшизу McDonald’s в ЮАР. К моменту продажи в 2014 году стоимость холдинга оценивалась в 8 млрд рандов ($685 млн). Основой успеха стала монетизация политического капитала.
Впрочем, Рамапоса всегда оставался скорее политиком, чем бизнесменом, в отличие от брата его жены Патриса Мотсепе. Мотсепе, один из богатейших людей ЮАР и Африки в целом (11-е место в списке африканских миллиардеров Forbes с состоянием $2,4 млрд), станет определяющей фигурой в новой политической конструкции.
За что боролись
В 2018 году перед ЮАР стоят те же проблемы, что и в 1994-м, когда режим апартеида прекратил существование. Не решен вопрос с собственностью на землю, сохраняются диспропорции в уровне жизни и благосостояния, обусловленные принадлежностью к различным расовым группам, притом что в наиболее сложном положении оказывается многочисленная черная молодежь. По-прежнему исключительно высок уровень преступности, межрасового насилия.
Из 57 млн населения ЮАР половина приходится на жителей моложе 25 лет, то есть на поколение, которое не застало апартеид, но остается частью заложенных в тот период структурных проблем. Подавляющее большинство молодежи моложе 25 лет представлено черными южноафриканцами (22,4 млн человек), которые часто задают АНК вопрос: что партия сделала за четверть века у власти для сокращения неравенства? Маргинализация многочисленной и самой активной части населения – черной молодежи – основная проблема страны.
Большевики и меньшевики
Декабрьская конференция показала, что АНК, ключевой институт власти в период после апартеида, разделена примерно поровну между сторонниками поворота слегка налево и слегка направо. По итогам почти десятилетнего правления Зумы можно констатировать, что заявленная левизна осталась декларативной и правительству нет оснований гордиться успехами в социально-экономической сфере. Для партии с социалистическим прошлым, последовательно левой риторикой и базой социальной поддержки бизнесмен в качестве председателя станет очередным вызовом.
Эрозия электоральной поддержки АНК в ЮАР очевидна. Начиная с 1994 года на каждых последующих выборах партия получала все меньше голосов, с 1994 по 2014 год этот показатель сократился с 54% до 35%. Политическая система пока развивается в сторону формирования полноценной двухпартийной или так называемой двух с половиной партийной системы. Теоретически для ЮАР это может быть неплохим решением.
Насколько модель без безусловно доминирующий политической силы будет дееспособной, вопрос открытый. Ключевым остается риск радикальной смены структуры внутриполитического процесса через механизмы массовой протестной мобилизации. В ЮАР питательной средой для радикалов (прежде всего левых) служат вопиющие социально-экономические диспропорции между расовыми группами.
Поэтому в интересах не только собственно АНК, но и всей политической системы ЮАР – преодоление внутрипартийного раскола на левоцентристской платформе с тем, чтобы не допустить формирования на крайне левом фланге опасной дестабилизирующей силы. По этой же причине Сирил Рамапоса вряд ли будет добиваться судебного преследования ушедшего в отставку Джейкоба Зумы, олицетворяющего взгляды доброй половины партийного истеблишмента.
Президент-бизнесмен как лекарство
Сирил Рамопоса известен как один из самых успешных черных бизнесменов ЮАР (актуальная оценка состояния – около $450 млн). На новостях о его избрании президентом фондовая биржа Йоханнесбурга выросла на 4%, а ранд укрепился до максимума за последние три года относительно доллара США. В дальнейшем просматривается перспектива повышения суверенных рейтингов ЮАР и снижения, таким образом, стоимости заемного капитала для частных и государственных эмитентов.
Успешный бизнесмен во власти – знакомая для развивающихся, в том числе многих постсоветских стран политическая модель. Государство поражено коррупцией? Успешный бизнесмен победит ее, ведь у него уже есть деньги и в личном обогащении он не заинтересован. Госаппарат раздут и неэффективен? Успешный бизнесмен внедрит передовые управленческие практики, поставит каждому чиновнику KPI и подчинит методу "шести сигм". Экономика страдает от структурных проблем и стагнирует? Успешный бизнесмен расчистит завалы, привлечет инвестиции, запустит экономический рост так же блестяще, как сделал это с собственными активами.
Реалистичность подобного сценария каждый может оценить на наглядных примерах. Правительство медиамагната Сильвио Берлускони в Италии погрязло в коррупционных скандалах, а сам он стал фигурантом многочисленных уголовных дел. Миллиардер Таксин Чинават лишился власти в Таиланде в результате переворота после вызванного скандалом с уклонением его компаний от налогов. "Шоколадный король" Петр Порошенко так и не стал автором экономического чуда на Украине.
Исключение вроде президента Чили в 2010–2014 годах и вновь с 2018 года миллиардера Себастьяна Пинейры или нынешнего премьер-министра Финляндии (с 2015-го), успешного стартапера Юха Сипиля скорее подтверждают правило: бизнесмен во главе правительства развивающейся страны не рецепт успеха, а симптом экономических проблем, с надеждами на решение которых связан его образ в общественном мнении.
В обход Севера и Запада
Джейкоб Зума был ориентирован на развитие сотрудничества по линии Юг – Юг. При нем ЮАР вступила в БРИКС (2010), добавив аббревиатуре конечную С (BRICS: Brazil, Russia, India, China, South Africa).
Парламентская республика ЮАР не может себе позволить внешнеполитического курса, продиктованного личными пристрастиями лидеров или их личными отношениями. Именно поэтому напрасны опасения, что Рамапоса отвернется, например, от БРИКС. Да, саммит БРИКС, который пройдет в ЮАР как раз скоро, 25–27 июля, может в этот раз обойтись меньшим количеством популистских лозунгов, чем проведенный Зумой в 2013 году. Но сам факт, что АНК не стала дожидаться всеобщих выборов, а сменила лидера за полгода перед саммитом, обусловлен большим чувством ответственности партии перед партнерами по БРИКС за формат и результативность мероприятия. ЮАР понимает, что старших, более влиятельных партнеров должен принимать человек, который сможет отвечать за свои обещания, оставаясь во главе государства еще не один год. Судя по заявлениям Сирила Рамапосы на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2018 года, новый лидер постарается использовать форматы международного сотрудничества в более прагматичном ключе, а не как площадку для трансляции политических деклараций.
Важные для России проекты международного сотрудничества, альтернативные евро-атлантическим форматам, такие как БРИКС, скорее выиграют от более прагматичного подхода к ним со стороны нового руководства страны.
 
Техник

Техник

Не майор
Про чёрный расизм в ЮАР в цифрах
2 февраля 1990 г., тогдашний президент Южно-Африканской Республики (ЮАР), Фредерик Де Клерк, произнес речь, ставшую знаменитой. В ней он объявил об отмене запрета всех оппозиционных организаций, в том числе Африканского национального конгресса (АНК). Объявил он и об освобождении Нельсона Манделы, лидера АНК, который был символом вооруженной борьбы и к тому времени провел в заключении больше 27 лет.

Вскоре начались переговоры о новой конституции и будущем демократическом устройстве страны. Журналисты заговорили о «южноафриканском чуде» – почти немыслимом национальном примирении и мирном переходе к демократии после длившегося десятилетиями конфликта.

Далеко не каждому чернокожему южноафриканцу нравилось то, что в «новой» Южной Африке белые южноафриканцы сохранили свои дома и пенсии, что национальный гимн страны состоял из двух частей – гимна АНК и старого африканерского национального гимна на африкаанс, что представители Национальной партии стали министрами в правительстве национального единства и что Мандела, придя к власти, не проявил ни малейшего желания отомстить африканерам.

В первые три года после прихода АНК к власти, пока Мандела оставался руководителем партии, идеи национального примирения и нерасовости оставались в силе. «Позитивные действия» в государственном секторе (замена белых государственных служащих черными) были согласованы заранее, и белая общественность была к ним готова. Многие наивно полагали, что на этом национально-демократическая революция и закончится, и наступит новое, «нерасовое», будущее.

Уже с 1996 г. руководство АНК начало обвинять белых как общину в попытках сохранить свои привилегии и подорвать его, АНК, демократические завоевания. В 1997 г. поправки к Закону о государственной службе практически отменили такие критерии, как квалификации и заслуги при назначении кандидатов на посты в государственном секторе. В новой версии закона упоминалась только необходимость учитывать «подготовку, навыки, компетенции и знания» кандидатов, а также тот факт, что «государственная служба должна в основном представлять состав южноафриканского населения, в том числе с учетом расы, пола
и инвалидности». Поскольку степень «подготовки, навыков, компетенций и знаний», необходимых для назначения на тот или иной пост, не была определена, «исправление дисбалансов прошлого» становилось единственным решающим фактором при назначении на работу.

Эти законы привели к массовому оттоку квалифицированных и опытных госслужащих. За период с мая 1996 по сентябрь 1997 г. более 48 тыс. служащих центральных и провинциальных государственных учреждений и около 15 тыс. учителей взяли свои пенсионные пособия и покинули службу, иногда добровольно, а иногда под давлением. Руководство АНК, очевидно, полагало, что освободившиеся места будут быстро заполнены квалифицированными кадрами из среды чернокожего населения. Но во многих случаях таких кадров просто не было, так что зачастую назначались люди без достаточных
квалификации или опыта. Иногда посты просто оставались вакантными.

Зачастую при отсутствии местных черных кандидатов на ту или иную должность некоторые учреждения, прежде всего университеты и государственные и полугосударственные корпорации (не говоря уже о частном бизнесе), прибегали к практике назначения чернокожих иностранцев, даже при наличии местных белых кандидатов с равной или более высокой квалификацией и большим опытом. Такой дискриминации могли подвергаться не только белые, но и представители других меньшинств – индийцы и цветные.

Законы о позитивных действиях привели к поистине фантастическим попыткам расовой инженерии. Так, целью плана «расовой репрезентативности» в полиции на 2007–2010 гг., подписанного тогдашним комиссаром полиции Джеки Селеби, было повышение доли африканцев, занимающих высшие административные посты, с 50 до 79 % «в идеале», но до 67,6 % «реалистически». Доля индийцев на тех же постах должна была быть уменьшена с 6,99 до 2,5 % «в идеале» и до 5 % «реалистически». Такие же калькуляции были произведены для каждого из уровней полицейской службы и для самых разных категорий населения, как то «индийские женщины», «цветные мужчины», «цветные женщины» и т. д. Каждое подразделение службы вплоть до каждого полицейского участка вырабатывало свои собственные планы в рамках этой инструкции. Преступность в стране тем временем все больше выходила из-под контроля.

В 2003 г. был принят Закон о наделении черных большей экономической властью, направленный на развитие бизнеса и увеличение возможностей найма в бизнесе среди черного населения. Собственникам компаний и предприятий предлагалось обзавестись партнерами – компаниями, принадлежащими черным владельцам, – и передать им часть основных функций своего бизнеса. На управленческом уровне компаниям предлагалось набирать как можно больше черных менеджеров. Компании обязали производить определенную часть закупок сырья или товаров только у фирм, владельцами которых были черные граждане.

Пока что самым ощутимым результатом политики наделения экономической властью черного населения стало лишь появление прослойки черных миллионеров и небывалый расцвет коррупции. Положения большинства населения, в прошлом подвергавшегося дискриминации, это не изменило. В целом эта политика, направленная на формирование «среднего класса», – класса хорошо образованных, независимых черных предпринимателей, призванного удовлетворить нужды растущей экономики в квалифицированной рабочей силе, не оправдала себя. Она привела лишь к созданию малообразованной, но жадной элиты, полностью зависимой от политических связей и от способности АНК продолжать политику расового перераспределения.

Первые сбои в ее функционировании уже происходят. Некоторые аппараты местного управления и даже муниципалитеты оказались банкротами. В 2013 г. одним из таких банкротов была целая провинция, Лимпопо. Коллапс государственной службы привел к воинственным протестам, а в некоторых случаях – к ксенофобской агрессии в отношении выходцев из других стран Африки, которые, по мнению нападавших, были виновны в нехватке ресурсов и в безработице.

Одним из ресурсов расового перераспределения считается земля – коммерческие фермы, принадлежащие белым фермерам. До последнего времени передача ферм черному населению осуществлялась на основании законов о реституции земли, экспроприированной у него с 1913 г., и только в случае наличия документов, подтверждавших экспроприацию. В 1994 г. в ЮАР было 120 тыс. коммерческих ферм, к 2011 г. осталось 37 тыс. Еще одна проблема заключалась в том, что более 90 % ферм, переданных чернокожим, стали непроизводительными

В Белой книге о спорте и отдыхе 2013 г. говорилось, что «расовый состав национальных команд не должен диктоваться, и национальным спортивным федерациям не нужно предписывать, как именно набирать свои команды. Отбор кандидатов в национальные команды должен производиться в соответствии с достоинствами кандидатов. Трансформация должна осуществляться на школьном и юношеском уровнях, где может быть подготовлена широкая база спортсменов для будущего отбора на более высоком уровне».

Несмотря на эти четкие рекомендации, министр спорта, Фикиле Мбалула, объявил, что все спортивные команды должны иметь 60 % черных игроков, и что «несоблюдение новых квот приведет к тому, что федерации и спортивные объединения будут лишены финансовой поддержки правительства».

Результаты «расовой трансформации» АНК можно оценивать по-разному. Можно говорить о поляризации политических восприятий и даже росте расовой нетерпимости среди разных групп населения, неблагоприятно сказывающемся на политическом климате страны. Можно упомянуть о том, что в конце 1990-х и начале 2000-х гг. страну покинули не меньше полумиллиона высококвалифицированных представителей белой и индийской общин (точных данных нет и не может быть, поскольку в то время южноафриканцы имели право безвизового въезда в Англию).

Утрата квалифицированных кадров и навыков привели к коллапсу коммунального обслуживания, прежде всего в мелких муниципалитетах и сельских районах. Функционирующие муниципалитеты нанимают армии консультантов – зачастую уволенных представителей меньшинств – выполняющих функции, которые должны были бы выполняться самими работниками, по значительно более высоким расценкам. В 2007 г. в
75 муниципалитетах (из 231) не было ни инженеров, ни техников, ни технологов58. В том же году 30 % постов государственной службы были вакантны, т. к. на них просто не было кандидатов. В одном только министерстве земли (так до переименования называлось министерство сельского развития и земельной реформы) было не заполнено около 1000 вакансий.

16 млн человек, или 30 % населения, получают сейчас различные государственные субсидии и гранты. Для многих это единственный источник существования: безработными являются 36 % населения. Безработица среди молодежи перевалила за 50 %, и цифры эти только растут. Все это отнюдь не свидетельствует о здоровом состоянии экономики.

Из книги "Культурная сложность современных наций" отв. ред. В. А. Тишков, Е. И. Филиппова
http://static.iea.ras.ru/books/Kult_slozhnost.pdf
 
Последнее редактирование:
tarassov737

tarassov737

Водитель грузовика тов. майора
Читаю эту ветку и думаю, неужели у нас всё настолько хреново, что мы гордимся членством в БРИКС? С одной стороны у коллег по организации всё не плохо - прогресс, развитие и так далее. С другой - может рано по их пальме стукнули, не созрели?