Л
ЛевМих
Изредка модератор
Затеял новую тему, поскольку очередной раз столкнулся с явлением, к-рое мне не хочется ни с насилием впихивать в существующие профильные темы Об образовании, Наука или Про образование, ни помещать в универсальные сборники оффтопных курьезов Идиотизмы или Чипсы и Пиво. Это явление - нехватка Культуры (с большой буквы) там, где ее уровень должен соответствовать задаче, а "дикость" в названии этой темы - особо острая нехватка этого уровня.
Речь идет об общечеловеческой Культуре в смысле парадоксального определения, приписываемого Э.Эррио: "Культура - то, что остается, когда конкретные знания забыты" (выделена моя редакция, к-рая мне кажется более точной, чем другие встречающиеся переводы оригинала). Я весной 2015г уже выкладывал свой манифест о том, что создание основ такой единой культуры в головах на самом деле должно быть стратегической задачей школьного образования (https://politclub.com/threads/ob-obrazovanii.251/page-7#post-57012), и он вроде вызвал понимание. А "в мировом масштабе" проблема растущего разрыва между двумя культурами (гуманитарной и научно-технической) была замечательно описана в знаменитой лекции Чарльза Сноу "Две культуры и научная революция" (1959г).
Конкретный повод для этого моего выступления - глубочайший "культурный шок", к-рый мы с женой сегодня неожиданно испытали. Мы сегодня оба были дома (жена работала удаленно, а я приболел) и к позднему обеду включили ящик ради объявленного на канале "Культура" 45-минутного фильма "Алексей Ляпунов. Лицо дворянского происхождения". Кстати, я вообще люблю смотреть документальные и, особенно, научно-популярные фильмы: с удовольствием - разнообразные замечательные фильмы ВВС и лучшие отечественные фильмы, а "с особым цинизмом"
- дебильные амерские (мое мнение о большинстве амерского "научпопа") и мракобесные отечественные (типа "Великая тайна воды" и т.п.).
Мы с женой отреагировали на фамилию Ляпунов, но не обратили внимание на имя. А с первых кадров стало ясно, что фильм - вовсе не про выдающегося в мировом масштабе российского математика и механика, известного всем "проходившим" ВУЗовскую математику и наверняка упоминавшегося в школьном курсе истории, Александра Михайловича Ляпунова (всемирно признанный основатель теории устойчивости движения - отсюда термин "устойчивость по Ляпунову", академик Петербургской Академии Наук и ряда зарубежных академий). Героем этого весьма интересного фильма оказался советский математик А.А.Ляпунов (чл.-корр. АН СССР, один из отцов кибернетики в СССР) - весьма достойный ученый, но принципиально другого уровня известности (так, мы с женой, будучи далеко не самыми темными в математике и компах, о нем не знали).
Вскоре после начала фильма у меня возникло впечатление, что авторы фильма не подозревают о существовании академика А.М.Ляпунова. Жена возразила, что этого не может быть, но затем со мной согласилась, а к концу фильма мы оба в этом твердо убедились. Это тем более нелепо, что в фильме неоднократно повторялось, что А.А.Ляпунов - из древнего дворянского рода, известного якобы аж с 13 века и давшего множество замечательных людей, была инфа про его отца и был ряд фрагментов прямой речи разных авторитетных математиков, к-рые не могли не знать о близком родстве А.А. и А.М. (двоюродный дед А.А.). Кстати, в Вики удостоено статьями аж 9 особо примечательных персон из этого рода (помимо однофамильцев) - с 15го по 20й век, и академик А.М.Ляпунов возглавляет их список (по алфавиту).
Тот факт, что в фильме про математика А.А.Ляпунова вообще не был упомянут (хотя бы вскользь) его всемирно известный двоюродный дед математик А.М.Ляпунов - ИМХО, вопиющий пример той самой "дикости", к-рую я определил в первом абзаце этого поста. Очевидная первопричина этой дикости - разрыв между гуманитарной культурой, в рамками к-рой жестко самоограничены авторы фильма (ИМХО, весьма качественного в художественном отношении) и научной культурой, к-рой принадлежат оба этих Ляпунова. Но любопытен и механизм превращения этой первопричины в дикий результат.
Я смог придумать только 2 способа практически достичь такой дикости в фильме: или смонтированный фильм перед его выдачей не показали спецам, к-рые выступали в этом фильме, или же показали, но проигнорировали их замечания. А вот в то, что эти спецы посмотрели фильм, но не указали на нелепость отсутствия упоминания о А.М.Ляпунове, я никак не могу поверить.
К сожалению, по моим многолетним наблюдениям, подобный разрыв двух культур - давняя традиция научно-популярных фильмов, сделанных для канала "Культура" под руководством высшего авторитета в отечественном "научпопе" Л.Н.Николаева (см. его фильмографию по этой же ссылке). ИМХО, именно от Николаева пошла традиция приоритетности высокого художественного уровня и внешней занимательности научно-популярных фильмов в ущерб их информативности, а иногда даже с игнорированием реальной логики развития событий "ради красного словца". Мне это часто бросалось в глаза в тех популярных сериалах, созданных с начала века по 2011г под рук-вом Николаева («Тайны забытых побед», «Братство бомбы», «Секретные проекты», «Империя Королёва» и «Генералы в штатском»), где я достаточно в теме, чтобы реагировать на указанную дикость.
Это пренебрежение информативностью ради художественности тем более удивительно, что Л.Н.Николаев окончил физфак МГУ. Но он до физфака окончил художественное училище, а также ухитрялся совмещать учебу на старших курсах физфака с работой "сценаристом, оператором, режиссёром документального кино". ИМХО, несмотря на формальное естественно-научное образование, Николаев так и не приобщился к естественно-научной культуре в достаточной мере. Его фильмы, как и всякий "научпоп", это попытка "наведения мостов" между двумя культурами - но не с двух равноправных берегов, а преимущественно со стороны гуманитарной культуры, с сугубым ущербом информативности. А после его смерти (2011г) тенденция продолжилась.
Речь идет об общечеловеческой Культуре в смысле парадоксального определения, приписываемого Э.Эррио: "Культура - то, что остается, когда конкретные знания забыты" (выделена моя редакция, к-рая мне кажется более точной, чем другие встречающиеся переводы оригинала). Я весной 2015г уже выкладывал свой манифест о том, что создание основ такой единой культуры в головах на самом деле должно быть стратегической задачей школьного образования (https://politclub.com/threads/ob-obrazovanii.251/page-7#post-57012), и он вроде вызвал понимание. А "в мировом масштабе" проблема растущего разрыва между двумя культурами (гуманитарной и научно-технической) была замечательно описана в знаменитой лекции Чарльза Сноу "Две культуры и научная революция" (1959г).
Конкретный повод для этого моего выступления - глубочайший "культурный шок", к-рый мы с женой сегодня неожиданно испытали. Мы сегодня оба были дома (жена работала удаленно, а я приболел) и к позднему обеду включили ящик ради объявленного на канале "Культура" 45-минутного фильма "Алексей Ляпунов. Лицо дворянского происхождения". Кстати, я вообще люблю смотреть документальные и, особенно, научно-популярные фильмы: с удовольствием - разнообразные замечательные фильмы ВВС и лучшие отечественные фильмы, а "с особым цинизмом"

Мы с женой отреагировали на фамилию Ляпунов, но не обратили внимание на имя. А с первых кадров стало ясно, что фильм - вовсе не про выдающегося в мировом масштабе российского математика и механика, известного всем "проходившим" ВУЗовскую математику и наверняка упоминавшегося в школьном курсе истории, Александра Михайловича Ляпунова (всемирно признанный основатель теории устойчивости движения - отсюда термин "устойчивость по Ляпунову", академик Петербургской Академии Наук и ряда зарубежных академий). Героем этого весьма интересного фильма оказался советский математик А.А.Ляпунов (чл.-корр. АН СССР, один из отцов кибернетики в СССР) - весьма достойный ученый, но принципиально другого уровня известности (так, мы с женой, будучи далеко не самыми темными в математике и компах, о нем не знали).
Вскоре после начала фильма у меня возникло впечатление, что авторы фильма не подозревают о существовании академика А.М.Ляпунова. Жена возразила, что этого не может быть, но затем со мной согласилась, а к концу фильма мы оба в этом твердо убедились. Это тем более нелепо, что в фильме неоднократно повторялось, что А.А.Ляпунов - из древнего дворянского рода, известного якобы аж с 13 века и давшего множество замечательных людей, была инфа про его отца и был ряд фрагментов прямой речи разных авторитетных математиков, к-рые не могли не знать о близком родстве А.А. и А.М. (двоюродный дед А.А.). Кстати, в Вики удостоено статьями аж 9 особо примечательных персон из этого рода (помимо однофамильцев) - с 15го по 20й век, и академик А.М.Ляпунов возглавляет их список (по алфавиту).
Тот факт, что в фильме про математика А.А.Ляпунова вообще не был упомянут (хотя бы вскользь) его всемирно известный двоюродный дед математик А.М.Ляпунов - ИМХО, вопиющий пример той самой "дикости", к-рую я определил в первом абзаце этого поста. Очевидная первопричина этой дикости - разрыв между гуманитарной культурой, в рамками к-рой жестко самоограничены авторы фильма (ИМХО, весьма качественного в художественном отношении) и научной культурой, к-рой принадлежат оба этих Ляпунова. Но любопытен и механизм превращения этой первопричины в дикий результат.
Я смог придумать только 2 способа практически достичь такой дикости в фильме: или смонтированный фильм перед его выдачей не показали спецам, к-рые выступали в этом фильме, или же показали, но проигнорировали их замечания. А вот в то, что эти спецы посмотрели фильм, но не указали на нелепость отсутствия упоминания о А.М.Ляпунове, я никак не могу поверить.
К сожалению, по моим многолетним наблюдениям, подобный разрыв двух культур - давняя традиция научно-популярных фильмов, сделанных для канала "Культура" под руководством высшего авторитета в отечественном "научпопе" Л.Н.Николаева (см. его фильмографию по этой же ссылке). ИМХО, именно от Николаева пошла традиция приоритетности высокого художественного уровня и внешней занимательности научно-популярных фильмов в ущерб их информативности, а иногда даже с игнорированием реальной логики развития событий "ради красного словца". Мне это часто бросалось в глаза в тех популярных сериалах, созданных с начала века по 2011г под рук-вом Николаева («Тайны забытых побед», «Братство бомбы», «Секретные проекты», «Империя Королёва» и «Генералы в штатском»), где я достаточно в теме, чтобы реагировать на указанную дикость.
Это пренебрежение информативностью ради художественности тем более удивительно, что Л.Н.Николаев окончил физфак МГУ. Но он до физфака окончил художественное училище, а также ухитрялся совмещать учебу на старших курсах физфака с работой "сценаристом, оператором, режиссёром документального кино". ИМХО, несмотря на формальное естественно-научное образование, Николаев так и не приобщился к естественно-научной культуре в достаточной мере. Его фильмы, как и всякий "научпоп", это попытка "наведения мостов" между двумя культурами - но не с двух равноправных берегов, а преимущественно со стороны гуманитарной культуры, с сугубым ущербом информативности. А после его смерти (2011г) тенденция продолжилась.
Последнее редактирование: