Лунная пилотируемая программа СССР

avro

avro

Старейшина
Оказывается, через НПО "Южное" в Днепропетровске следы этой программы есть и в Новосибирске. (В Новосибирске через Академгородок и оборонку вообще много чего есть...)

Есть ли какая-то книга, описывающая весь комплекс тех работ? Появился повод лично прикоснуться к теме )
 
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Глеб, я помню, довольно давно уже, лет надцать назад, по ТВ было кино об этом, документалистика с включениями интервью с сабжевыми людьми. Искать такие вещи в интернетах я не умею ( но, наверное, как-то можно найти.
 
avro

avro

Старейшина
Topper, спасибо, поищу фильм. Это сейчас действительно хороший совет для поиска первичной информации.

Но больше всего меня интересует не данные в инете, а нормально изданный труд. Я вижу, что выпускалось и выпускается на бумаге небольшими тиражами и про это мало кто знает (а выпускается много и очень интересно бывает). Вот такое мне и надо бы. Может кому попадалось.
 
Последнее редактирование:
Prof

Prof

Старейшина
avro, четвертый том книги Чертока "Ракеты и люди" как раз целиком посвящен советской лунной программе в целом и ракете "Н-1" в частности.

Topper, то, что не сделала ракета "Н-1" сделала "Астра"! :D
 
avro

avro

Старейшина
Prof, то, что надо. Есть повод сходить в ГПНТБ )
 
avro

avro

Старейшина
Вот по ссылке ниже нашлось. Смущает немного время издания.

Лесков С.Л. Как мы не слетали на Луну. М.: Панорама, 1991
Мишин В.П. Почему мы не слетали на Луну?. М.: Знание, 1990 (Мишин академик, стоит читать?)

Еще

Маринин И.А., Шамсутдинов С.Х. Советские программы пилотируемых полетов к Луне. Земля и Вселенная, 1993, №№ 4,5

Некоторые замечания к книге В.М.Филина
«Воспоминания о Лунном корабле»

Книга В.М. Филина является уникальной. В ней передана атмосфера творчества, которая всегда сопровождает создание новой техники. Передан процесс поиска нужных решений. Каждый эпизод мог бы быть дополнен аналогичными примерами. Анализируя эти процессы можно понять, почему коллективы, в которых они (процессы) являются открытыми, оказываются вне конкуренции в данном виде деятельности.
В.М. Филин употребляет термин «мозговая атака». В начале шестидесятых годов «мозговая атака», как метод решения сложных задач в нашей стране применялся очень редко. Но на практике, по крайней мере, в космонавтике, он существовал. И тот, кто владел этим методом, собственно и двигал инновационные проекты. Вполне очевидно, что Вячеслав Михайлович принадлежит к этой категории руководителей и специалистов.
Это, так сказать, за здравие. Теперь за упокой. Я коснусь только тех разделов, к которым имею непосредственное отношение. При этом если окажется, что в других разделах творится тоже самое, то Вячеславу Михайловичу придется начать переписывать эту книгу....

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article131.htm?reload_coolmenus
 
Old Paks

Old Paks

Старейшина
Вот по ссылке ниже нашлось. Смущает немного время издания.
Мишин В.П. Почему мы не слетали на Луну?. М.: Знание, 1990 (Мишин академик, стоит читать?)
Тема нашей лунной программы была открыта только в конце 80-х. Тогда и было опубликовано максимальное количество материалов и воспоминаний. Затем всё благополучно затихло.
Василий Павлович Мишин - первый заместитель Королёва, затем главный конструктор КБ, был главным действующим лицом и апологетом нашей лунной пилотируемой программы. В результате его ошибок она и не состоялась... Правда, к её отмене хорошо приложился и Глушко.
 
avro

avro

Старейшина
У американцев была летающая модель Лунной кабины.

Интересно, а у нас такая была, кроме вертолетного варианта?
 
Л

ЛевМих

Изредка модератор
В лунной программе не использовался.
Это очень странно. Я точно помню, что мне несколько раз в СМИ попадались воспоминания различных отечественных космонавтов и летчиков-испытателей о тренировках посадки на Луну на какой-то версии "турболета" (в т.ч.. с фото и даже видео). Более того, я просто не представляю, как можно подготовить пилота для управляемой мягкой посадки КА на основе тяги РД (не только на Луну!) без тренировки на аппарате, подобном "турболету": очевидно, нужна ажурная платформа с раскинутыми опорами и одним РД посередине. И для таких "приземных" тренировок, очевидно, наиболее удобен турбореактивный двигатель - хотя могут быть нюансы с поведением пилота при управлении вектором тяги: в КА не ТРД, а ЖРД, и там свои способы управлением вектором тяги (см. "ЗЫ" тут), но динамика управления аналогична.

Сейчас некогда глубоко копать, но простейший поиск по "турболет Гарнаев" (ЕМНИП, Гарнаев существенно участвовал в этом) дал ссылку, в к-рой:
В дальнейшем богатый опыт и информация, полученные в результате полетов турболета, были использованы при создании первого советского истребителя вертикального взлета и посадки ЯК-36, а также при разработке советской лунной программы.

Т.е., противоречия нет, если "турболет" - имя собственное, а в лунной программе СССР использовалось по сути то же самое, но под другим названием ("объект ..." или "изделие ..." ?). Но я всегда воспринимал слово "турболет" как термин, кратко и емко выражающий основные принципы "устройства и работы изделия" (С). Тем более что это слово используется для перевода названия аналогичного амерского ЛА, к-рый применялся в их лунной программе.
 
Old Paks

Old Paks

Старейшина
Результаты полётов Гарнаева наверняка были в распоряжении разработчиков нашей лунной программы.
Но насколько мне известно, никто из готовившихся по этой программе космонавтов на "турболёте" не тренировался, использовался только вертолётный вариант.
Гдето давно я читал об этом, кажется у Марка Уэйда (сейчас на его сайт что-то не попасть).
 
avro

avro

Старейшина
Old Paks, а нем в основном Гарнаев и летал? Или были еще товарищи?
 
Old Paks

Old Paks

Старейшина
Темна вода....
О.Богомяков утверждает, что Гарнаев был единственным, кто на нём летал:
Турбулет
Но упоминается также, что в 1957г. его облётывал Г.Н.Захаров.
турбулет
Судя по всему, проект был закрыт в конце 50-х - начале 60-х, и аппарат с тех пор из Монино не выезжал. А лунной программой всерьёз у нас начали заниматься после 1964г.
 
timsz

timsz

Старейшина
Судя по всему, проект был закрыт в конце 50-х - начале 60-х, и аппарат с тех пор из Монино не выезжал. А лунной программой всерьёз у нас начали заниматься после 1964г.
Могли просто использовать результаты.

Кстати, совершенно не обязательно, что это использовалось в пилотируемой лунной программе. При посадке Лунохода, насколько я понимаю, проблемы будут схожие.
 
B

backfire

Старейшина
а зачем в пилотируемой лунной программе было использовать турболет, когда уже на основе его наработок был сделан Як-36 ? Можно было и на Яке ничем не хуже отрабатывать.
 
timsz

timsz

Старейшина
а зачем в пилотируемой лунной программе было использовать турболет, когда уже на основе его наработок был сделан Як-36 ? Можно было и на Яке ничем не хуже отрабатывать.
Думаю, получили наработки по устойчивости и управляемости режима, которые потом и там, и там использовали.