« Лаперуз покинул Ботани-бей в начале марта. И где-то в конце марта - начале апреля 1788 года, возможно уже побывав у берегов Новой Каледонии, оказался вблизи острова Ваникоро.
Это неудачное время года: дожди, штормы, бесконечные штормы. Особенно плохо дело обстоит ночью: не видно ни зги, кругом неисследованное, неведомое европейцам, грозное море. И здесь и там не нанесенные на карты, опасные, окруженные рифами острова.
Такой остров и вырос в ту грозную штормовую ночь перед Лаперузом. Корабль несся, подгоняемый бешеными порывами ветра, и никто на его борту не видел, не мог видеть подводный риф.
Сила удара была такова, что вероятно, упали мачты, а само судно немедленно пошло ко дну. Крушение произошло на месте ступенчатообразной расселины. Первые пятьдесят метров... судно должно было пройти под углом 40 - 50 градусов, а затем ушло вглубь.»5
Крушение корабля произошло очень быстро и очень маловероятно, чтобы кто-нибудь в такой катастрофе остался в живых. Разве что чудом!
Кругосветная экспедиция французского адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза не была закончена. Большая часть записей научных наблюдений, собранных коллекций, дневники и записки участников экспедиции - ученых и моряков – погибли, но тем не менее экспедиция Лаперуза занимает почетное место в истории всемирных кругосветных путешествий.
Тихий океан хранит свои тайны, но на его необъятных просторах памятником Лаперузу остались названия, данные им географическим объектам от острова Пасхи до Гавайев, Японии и Австралии...