Белорусский бизнес усиливается в Прибалтике вопреки политике
Несмотря на сложные отношения Беларуси с Европейским союзом, Прибалтика остается особым для этой страны регионом. Политические претензии ЕС к Минску пока не смогли победить экономическую логику взаимовыгодного сотрудничества, и Беларусь активно продвигает свой бизнес в балтийских республиках.
Морские ворота Беларуси
За неимением собственного флота Беларусь вынуждена постоянно оптимизировать логистику. Львиная доля экспорта идет через Прибалтику. Через одну только Латвию проходят 50% товаров, идущих из Беларуси морем в третьи страны, тогда как латвийская железная дорога на 56% загружена грузами, идущими из или через Беларусь. Белорусские устремления к транспортным возможностям прибалтийских республик серьезно подстегнула большая политика, связанная с украинским кризисом. «Работающие в порту компании получили новость о том, что со следующего года Россия свои нефтепродукты может начать экспортировать только через свои порты – в Петербурге и Усть-Луге. А вот у Беларуси, наоборот, возникла необходимость расширять свой балтийский транзитный коридор, так как качать нефтепродукты через Украину уже не так безопасно», — описывает ситуацию агентство BNN со ссылкой на латвийское телевидение. Немудрено, что Клайпеда, Рига и Вентспилс развернули жесткую конкуренцию за то, чей порт сможет лучше привлечь белорусов. Беларусь проявила ответный интерес.
Местные СМИ активно писали о том, что Клайпедский порт – 23 тысячи рабочих мест и 4,5% ВВП Литвы – в последние годы практически существует за счет белорусского транзита. В частности, из 35,2 млн тонн, переваленных в 2012 году, треть составили товары белорусского происхождения – калийные и азотные удобрения, мазут. В апреле 2013 года «Беларуськалий» выкупил 30% клайпедского терминала БКТ (Biriu kroviniu terminalas), одной из крупнейших компаний на литовском рынке. «В данном порту переваливается около 35% белорусских грузов. Мы значительно увеличили свое участие, используя производственные мощности Клайпедского порта. Еще несколько лет назад объем белорусских грузов составлял около 8,9 млн тонн, теперь – примерно 13 млн, — отчитался о сделке замминистра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов. – Как мы и договаривались с литовской стороной, если приобретаем часть мощностей терминала, постараемся максимально использовать эту возможность. Так, в прошлом году около 93% добываемого в Беларуси калия, вывезенного в третьи страны, было перевалено через Клайпедский порт».
Растет и перевалка белорусской нефти через Klaipedos nafta, которая готовится отгрузить 37 тысяч тонн бензина белорусского государственного экспортера – Белорусской нефтяной компании (БНК). По словам пресс-атташе Klaipedos nafta Индире Милинене, в будущем планируется подписать с БНК долгосрочный договор закупок и перевалки бензина, мазута и дизтоплива дочерними компаниями БНК.
Беларусь в Прибалтике
Но приобрести портовый терминал БНК решила в Латвии. Ранее латвийские чиновники неоднократно зазывали белорусов инвестировать в свои транспортные узлы. В 2011 году заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис, подчеркивая роль своей страны в транзитной цепочке, пригласил белорусов открыть собственные терминалы и логистические центры в латвийских свободных экономических зонах – специальных зонах Разекне и Лиепая и свободных портах Риги и Вентспилса. Почему выбор пал на Ригу, объяснил белорусский посол Герасименко: от нефтехимического завода «Нафтан» до Рижского порта порядка 400 км, самый короткий путь. Год спустя БПК открыло в Риге представительство своей товаропроводящей сети «Трансбалтик Ойл» для обеспечения экспедиционного сопровождения нефтепродуктов в направлении портов Балтийского моря. Переговоры шли два года, в декабре 2013 года на Латвийско-белорусской межправительственной комиссии был подписан меморандум о сотрудничестве. Госсекретарь Министерства сообщения Латвии Касперс Озолиньш в апреле этого года подтвердил готовность поддержать модернизацию порта для увеличения перевалки белорусских нефтепродуктов. «С нашей стороны сделано абсолютно все», — сказал он. Через месяц, 21 мая, на бизнес-форуме «Восточного партнерства» состоялось подписание договора между БНК и SIA Woodison Terminal (входит в WIT OIL Terminal) о приобретении белорусскими экспортерами доли рижского нефтеналивного терминала. На подписании присутствовали первый замминистра экономики Беларуси Александр Заборовский и министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола. Свое благословение дал латвийский МИД. Белорусская сторона подчеркнула, что теперь у нее появится собственный терминал в устье Даугавы. Пара лет уйдет на его модернизацию, после чего прогнозируется перевалка грузов на 1,5-2 млн тонн. Объем инвестиций – около 15 млн долларов. Кроме того, возможно, следом за белорусским терминалом в Латвии возникнут бензоколонки под белорусским брендом. «У нас уже есть опыт [открытия АЗС] в России и Украине. Хотим реализовать такой проект и в Прибалтике», — поделился идеей заместитель генерального директора БНК Сергей Гриб.
Следующим шагом может стать покупка белорусами терминала для перевалки азотных удобрений. В прошлом году появилась информация о том, что ведущий производитель аммиака «Азот Гродно» ведет переговоры о создании совместного предприятия с литовской стивидорной компанией Bega. Теперь в руководстве «Белнефтехима» объявили, что Беларусь может купить терминал в Риге для «Азот Гродно» после завершения его строительства в 2017 году.
Не зря устами чиновников, включая своего лидера Александра Лукашенко, Беларусь последовательно предлагала «Восточному партнерству» деполитизироваться и перейти скорее в формат экономического сотрудничества, решающего насущные проблемы государства-участников. Белорусские бизнесмены и государственные экспортеры решили этим вплотную и заняться.