ПВО СССР и РФ

Владислав

Владислав

Старейшина
А там каждый день шведские разведчики летают?
timsz, В 1984-1986 каждый день за исключением выходных и праздников обычно летали: Атлантик, РС-135 и Орион. Иногда летали всей толпой одновременно, иногда летали по два. Пару раз в месяц к ним добавлялась шведская Каравелла. Раз в неделю обычно летал СР-71. В тот день, когда летал СР-71, в воздухе обычно висел и кто-нибудь типа Ориона или РС-135. СР-71 всегда наводил кучу шороху, так как приходилось выдавать его на ЦКП с дискретностью 15 секунд, в то время как остальные выдавались с дискретностью 2 минуты, а так как по нему всегда поднимались истребители, то приходилось выдавать и их с дискретностью 1 минуту. СР был хорош тем, что с момента обнаружения до потери проходило всего 32-36 минут в зависимости от его скорости и высоты, а вот остальные пацаны висели в воздухе по 6-8 часов. Каравелла в этом плане тоже была удобной,так как укладывалась в 1,5-2 часа. Я не беру в расчёт разведчиков на базе тактических истребителей RF-5 или шведских Виггенов. RF-5 обычно были датские, если память не изменяет. Летали парой: один разведчик, один простой. Заходили со стороны Борнхольма и со снижением шли в сторону Гданьского залива, где их успешно теряли ниже 100 метров, а потом снова обнаруживали уже на обратном курсе при наборе высоты. По ним обычно поднимали МиГ-23 с Нивенского. С того же Нивенского или с Вайноде (Су-15) поднимали по СР-71, ставили в круг на 10-ти тысячах метров и там он обычно и висел около часа. Второй экипаж по СР-71 поднимали где-нить в Хаапсалу или Пярну. Там тоже были МиГ-23. Их подводили чуть ближе к границе и они тоже наворачивали круги. В 1985-м ( если не путаю) на вооружение в Шауляй поступили МиГ-29, тогда стали поднимать их. Потом с развалом СССР наверное интенсивность полётов их разведчиков снизилась, но думаю, что сейчас опять ни дня не проходит, чтобы в Балтике не висел кто-нить из этой братии. Короче, всё как обычно. Ничего нового.
 
Б

Бурундук

Заблокирован
Владислав, а был смысл поднимать для противодействия SR-71 Су-15 да ещё только
на 10 км? Меня терзают смутные сомнения, что это несколько бесполезно.

Разве что как повод для тренировки.
 
Владислав

Владислав

Старейшина
Бурундук, Да мы уже как-то обсуждали эту тему с Топпером на материнском форуме. Я думаю, что Игорь, как офицер наведения или Ариец71, как пилот более профессионально ответят на этот вопрос. Может, если наводить на встречных курсах с набором в этот момент истребителем высоты, то пуск ракет и даст какой-нить результат. Не знаю. Я ж всего навсего сержантом был на КП. Спросил как-то начальника РИЦ по этому поводу, он ответил: Пусть будут. Сбивать всё-равно будем наземными средствами. Оперативного спрашивал тоже, он ответил: Не боись, сержант, завалим, если Родина прикажет )))) Возможно их поднимали для прикрытия своих задниц. Типа, если что, то мы мол сделали всё, что смогли и привели в состояние готовности всё, что было. Возможно действительно на всякий случай поднимали. Практика показывала, что у врагов взаимодействие было на высоте: один из них обострял ситуацию, а другие пользовались моментом. Причём создвалось впечатление, что они прекрасно знали, где эту ситуацию обострять. В то время полки летали, как тогда говорили "на полигон в Мары" - вроде это где-то на границе с Афганом - так вот стоило полку улететь, как в районе близком к этому аэродрому начинались полёты "партнёров", мать их..., на низких высотах с обязательным участием разведчиков в том районе. Разведчики обычно летают, как по кальке - один и тот же маршрут, на одних и тех же высотах, меняют маршрут, если только их что-то начинает особенно интересовать. У СР-71 можно было вообще на планшете старую проводку не стирать, только дату менять )))))
 
Последнее редактирование:
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Штабы рисуют планы действий дежурных по ПВО сил и средств на различные варианты развития обстановки. Ну, это их работа, штабов, - постоянно разрабатывать планы ))) и эти ребята обычно имели (в те времена, не знаю, как сейчас обстоят дела) очень незначительный опыт практического участия в работе этих самых "дежурных по ПВО сил и средств".
Заказываем у картёжников комплект карт издания Генштаба, обычно "десятикилометровку" или "пятикилометровку", получаем, расписываемся, раскладываем, обрываем, склеиваем. Полученную "юбку" обрываем на прямоугольник, оформляем края и раскладываем на столе (если есть подходящих размеров) или на полу. Зовём секретку, секретим карту, записываем в реестр.
Наносим оперативно-тактический фон: аэродромы и авиаполки, места постоянной дислокации подразделений РТВ и ЗРВ, штабы частей, соединений и объединений, границы зон ответственности, зоны или сектора взаимодействия с ЗРВ, зоны обнаружения РТВ, пишем вспомогательную информацию.
Наносим то же по супостату - при этом как раз приходится рассчитывать зоны обнаружения их РТВ и зоны поражения средствами их ЗРВ самостоятельно.
"Поднимаем карту" - подцвечиваем всё карандашами, чтобы было поярче и попонятнее.
Пишем вверху плакатным пером заголовок и оформляем "верх" и "низ" карты - "Утверждаю", "Согласовано" и чтоб линейка масштаба была.
...И вот тут-то понимаем, что, сопсна, дальше нужно рисовать стандартную линию полёта цели, которую этим планом собираемся перехватывать дежурными силами и средствами, рубеж уничтожения цели, рубежи ввода в бой, зоны дежурства в воздухе, рубежи приёма и передачи управления и, о ужос!, производить инженерно-штурманский расчёт, да не один, а прям матёрый расчётищще, за все истребители и аэродромы соединения... Естественно, на этом этапе корпусным штабистам становится невесело... а сроки всегда "горят"... и корпусные штабники вспоминают, что у них есть КП - и выгружают задачу по подготовке всех расчётов на штурманов командного пункта. Те обычно парни тёртые, и моментально сгружают задачу вниз, на полковые КП. Полковые КП выполняют требуемые расчёты и, таким образом, на нашей карте в конечном итоге появляются требуемые данные.
Юмор начинается в случае если вооружение или расположение полка не позволяет ДС полка перехватить цель, скажем, СР-71. Ну вот, например, Су-15тм в Африканде или МиГ-25 в Котласе. В первом случае перехватить СР-71 можно, но с посадкой на запасном по топливу, во втором случае перехватить тоже можно, но лишь в случае, когда СР-71, попирая все нормы международного права, начинает переть строго на Котлас. Но оперативный отдел корпуса юмора не понимает и требует данные предоставить. Поэтому полковые штурмана, закатывая глаза в потолок, начинают рисовать хоть что-то, что можно было бы выдать за расчёт полёта на перехват. Это "что-то" появляется на карте...
...А потом по ней работают дежурные силы и средства.
Вменяемый расчёт КП корпуса сам определяет целесообразность подъёма ДС, ну и, в случае реальной работы по СР-71 дежурных сил и средств 21 К ПВО, поднимали килповчан на Су-27 и нас на МиГ-31, африкандские Су-15 выруливали на исполнительный и команду на взлёт ждали там (обычно их так и не поднимали... ну, я не помню, чтобы поднимали). ЗРВ приводилось по плану в готовность к пуску ракет.
Менее вменяемый расчёт (или штаб, который давил на КП, или командир соединения, который давил на штаб) - поднимал всё, что можно поднять в воздух, отсюда и необходимость болтаться час в зоне, чтобы спалить топливо для посадки.
 
timsz

timsz

Старейшина
Игорь, а планы на каждый конкретный самолет делаются? И что делать, если выяснится, что появился неизвестный самолет? Или если выяснится, что SR-71 оказался SR-72?

В общих чертах, понятно дело. Насколько первый отдел позволит.)
 
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
timsz, зависит от обстоятельств. Я ж расписал дело только в отношении перехвата именно СР-71 - а у него было лишь два маршрута полёта: дозаправка от танкера севернее Нордкап-Нордкин (по радиообмену при дозаправке его и вычисляли обычно) - разгон, набор - и на 22-24 км высоты и около 3500 (плюс-минус сотня) истинной (определённой по экрану ВИКО РЛС) одно из двух: либо "левая клюшка", либо "правая клюшка" - уход снова в зону дозаправки за угол.
Левая клюшка - от "угла" он уходил влево, на север, делал петлю вправо по часовой стрелке вдоль НЗ с севера на юг, продолжая правый вираж в сторону Кольского п-ва, и выходил севернее Рыбачьего.
Правая клюшка - от угла в сторону Рыбачьего, близко к госгранице проход на восток вдоль береговой черты Кольского, чуть недолетая до м.Святой Нос выход на левый вираж в сторону Новой Земли, проход вдоль неё на север и далее влево на юго-запад в сторону зоны дозаправки за угол.
Левая для нас была "дольше", но проще, правая - очень скоротечная, но очень сложная для расчёта - наведение в ЗПС под 3/4, захват цели на отставании с увеличением дальности до цели, и чтоб было в пределах параметров стрельбы без срыва захвата цели.
Сопровождение цели в обоих случаях не предусматривалось по причине невозможности этой затеи, перехватчик выводился так, чтобы в случае нарушения госграницы в пределах зоны ответственности моего полка цель была бы в зоне возможных пусков и, естественно, в захвате БРЛС. Единственный случай, когда решение на уничтожение цели принимал лично ОБУ, выполняющий наведение, по докладу РТВ о нарушении госграницы. Наведение очень скоротечное, этап сближения и целеуказания меньше минуты, считанные обороты антенны РЛС. Метка цели прыгает за один оборот (10 сек) на 10 км, МиГ-31 "в режиме звездолёта" выжигая керос со скоростью его выливания из ведра выскакивает на 15...18 км (куда успеет) на скорости под 2-2,5 тыщи, работа экипажа тоже была быстрой и требовала изрядных нервов и сноровки.
Честно говоря, пролёт СР-71 (один-два раза в неделю обычно, потом всё реже... пока не прекратили) - это был серьёзный гемор, нервов тратилось много, не только на наведение, но на около-эс-эр-ную шумиху: вызов командира на КП (зачем?, но - положено, блин... а командир чаще всего и приехать-то не успевал), обработку и доставку материалов фотоконтроля, отчёт о действиях ДС - а если ещё и наведение вышло кривое, то ваще пипец.
Это что касалось СР-71.
А общий план действий ДС - это была универсальная карта для большинства рутинных поводов поднять ДС в воздух, с рубежами, зонами, наземной обстановкой и прочими делами.
--------------------------
Насколько первый отдел позволит.)
...Восьмой... )))
 
Последнее редактирование:
Владислав

Владислав

Старейшина
И что делать, если выяснится, что появился неизвестный самолет? Или если выяснится, что SR-71 оказался SR-72?
Не-е, не выяснится. О том, что он прилетит, знали заранее по радиоперехватам: взлетает то практически сухой, так что без дозаправки ему никак. Было пару раз, что появлялся в нашей зоне ответственности внезапно, но слишком характерный у него почерк, чтобы спутать. Атлантик с Орионом бывало путали, но тоже задача в принципе разрешимая: надо просто вовремя дрючить офицеров радиоэлектронной разведки на КП - тогда они начинают не в носу пальцем ковырять, а ставить задачи нижестоящим подразделениям и те на счёт раз начинают определять тип цели по излучениям антенн и по другим неведомым для простых смертных прибамбасам с достаточно большой точностью, что проверялось потом визуальным определением с дежурных истребителей. Был у нас случай, когда к нам в Балтику первый раз зашёл Авакс. Встал чуть восточнее Борнхольма и начал восьмёрки наворачивать. Были в тот момент какие то учения и на КП было куча лишнего народа, включая командующего ПВО нашего округа ))))) Моё рабочее место было на РИЦ. Были тогда такие машины ИРЭМ Алмаз-2 назывались кажется. С помощью них выдавалась информация с наших планшетов на ЦКП ( Комету). В обычное время этим занимался один боец, во время учений и пролёта СР-71 вызывался второй боец, иногда третий для выдачи параллельно информации на КП Московского Округа ПВО ( Жемчуг). Короче, командующий зашёл на РИЦ и пытал офицера разведки на предмет, что за хрень прилетела в его округ без его разрешения во время наших учений. В это время на планшете ДВО над ФРГ висел Авакс - он там всё время висел :grinning: Мы со вторым оператором Алмаза совещались о том, не может ли это быть Аваксом - больно характер полёта на двух планшетах был похож. Понятно, что мы со своим сержантским мнением не выпячивались, так как когда генерал-лейтенант ипёт майора, а рядом куча подполковников и полковников стоят почти по стойке смирно, то наше дело делать вид, что нас вообще в этом помещении нет. К несчастью мы об этом забыли и начали спорить чуть громче, чем надо было, пока не услышали за спиной голос, насквозь пропитанный добротой: Сержанты, я вижу вам есть, что сказать ? Первое, что пришло на ум - это то, что хоть дембель и не избежен, но он может быть очень сильно отодвинут перед тем, как объявят суток 10 губы :laughing: Деваться было не куда, пришлось сказать, что мы обсуждали. Начальник РТВ сверкнул глазами (он вообще очень добрый был - полковник Иван Береснев :smile:) и сказал, что это полная хрень, так как Аваксы к нам никогда не заходили, но командующему эта идея показалась интересной. Созвонились с Польшей, подняли МиГ-25 откуда-то из под Щецина, подвели, оказалось правдой. Нам с Димасом по отпуску от командующего тут же на РИЦ и чуть позже обещание от начальника РИЦ поехать в увлекательное путешествие на остров Рухну до самого дембеля, если мы ещё хоть раз откроем рот без его ведома на его РИЦ. Но так как он мужик был зачётный и хороший профессионал, то потом через пару дней сказал нам, что мы молодцы. Но это мы и сами знали )))))) Зато потом целый месяц разведка определяла тип целей на счёт раз почти безошибочно, что доказывалось дежурными истребителями.

наведение в ЗПС под 3/4, захват цели на отставании с увеличением дальности до цели, и чтоб было в пределах параметров стрельбы без срыва захвата цели.
Игорь, спрашивал у оперативных ( бывших лётчиков), они говорили, что лучше на встречных курсах, иначе типа ракета не догонит. Я тогда любознательный был шибко, потому у всех всё спрашивал ))) Может прикалывались ? А может для Су-15 и МиГ-23 это было верно ? Тогда же Су-27 и МиГ-31 у нас не было.
 
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Влад, на встречных прицел МиГ-31 цеплял в автомате всё, что видел, как положено, определял 4 наиболее опасных и ставил их на атаку. Обычно пилотам приходилось не захватывать цель прицелом, а сбрасывать захват с "ненужных" целей (если пилоты не врали))) ). Я ж где-то писал, что, на мой взгляд, потенциал, заложенный в МиГ-31, не использован и на четверть.
Догонит ракета или нет - так на экране ИТО в задней кабине всё нарисовано: в зависимости от условий там отображается шестиугольник зоны возможных пусков, цель должна быть внутри этой зоны, - тогда ракета догонит. Да и пока цель не внутри этой зоны, не пройдёт команда БЦВМ "ПР" (пуск разрешён), а без пэ-эр-ки ракета не сойдёт. Понятно, что для атаки в ППС (да на больших скоростях сближения) эта зона будет большая, для атаки в ЗПС (да на отставании) она будет маленькая. Ну дык я писал, что наведение в ЗПС по СР было занятием нетривиальным )
Всё это, что я тут понаписал, касается только МиГ-31 и, чуть меньше, Су-27.
Су-15 и МиГ-23 я, считаем, что и не наводил вовсе: Су-15тм (Африканда) - три наведения на учениях с ПН Кильдин, МиГ-23м - четыре наведения в Барановичах вообще курсантом на войсковой стажировке.
 
Последнее редактирование:
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
будяк, мне довелось проходить службу на КП 174 гв.иап с декабря 1988 по сентябрь 1992 - за это время (я совершенно уверен) лётчика с фамилией Мягкий в полку не было.
Официальных "рекордов" в те времена вообще никто не регистрировал - народ на это вообще не заморачивался. Я сам для себя как то посмотрел в журнале учёта вылетов из состава ДС самое длительное время полёта со штатной подвеской - получилось 2 часа 36 или 38 минут, уже подзабыл.
И я могу совершенно точно сказать, что я был последним ОБУ на северах, который наводил по СР-71 ) В тот день Килпы были закрыты по погоде, поднимали только нас - после "моего" перехвата СР ушёл за угол, и это был последний полёт, больше не летали они над Баренцевым морем. А может - и совсем не летали, не знаю.
 
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Beelzebub, о, я не знаю. Своё крайнее наведение могу дома в штурманской книжке глянуть.
 
будяк

будяк

Старейшина
223. jpg.jpg 224.jpg
мне довелось проходить службу на КП 174 гв.иап с декабря 1988 по сентябрь 1992 - за это время (я совершенно уверен) лётчика с фамилией Мягкий в полку не было.
Возможно, что он тебя "не дождался":laughing:. На каком-то из форумов прочитал, что он 14 раз наводился на SR-71. А в "Авиации и Время" №3 2009 была такая фотка:
Один из экипажей 174-го ГИАП на рабочих местах в своем МиГ-31. Летчик гв. к-н Михаил Мягкий и штурман-оператор гв. к-н Владимир Богачев одеты в высотно-компенсирующие костюмы ВКК-6 с гермошлемами ГШ-6, теплоизолирующие костюмы ТЗК и высотные морские спасательные комплекты ВМСК-6. Мончегорск, лето 1985 г.
222.jpg
 
A

Ariec 71

Старейшина
Игорь, спрашивал у оперативных ( бывших лётчиков), они говорили, что лучше на встречных курсах, иначе типа ракета не догонит. Я тогда любознательный был шибко, потому у всех всё спрашивал ))) Может прикалывались ? А может для Су-15 и МиГ-23 это было верно ? Тогда же Су-27 и МиГ-31 у нас не было.
Не прикалывались, т.к. ИА ПВО присущ наступательный характер боевых действий, а учесть практические потолки и зоны пусков, говоря простыми словами таки ракета не догонит. Кроме того достаточно низкая высотность и самое главное ограниченный запас топлива делает перехват высотной цели типа эсэр практически невозможным на самолетах Миг-23, Су-15, и думаю, даже Су-27.
Почему привлекались по направлению. х.з, собственно вы сами и ответили ранее
Возможно действительно на всякий случай поднимали. Практика показывала, что у врагов взаимодействие было на высоте: один из них обострял ситуацию, а другие пользовались моментом
, кроме того, слабое место эсэра - двигатели, на таких М необычайно теплонапряжены. В случае отказов начнется снижение и здесь уже можно будет говорить досягаемости для Миг-23 и Су-15.
Что касается самой возможности перехвата на су-15 и миг-23 такого рода цели - маловероятно. В советское время су-15 выполняли перехваты по миг-25, имитирующий эсэр, были и удачные перехваты исключительно в ППС, но это ближе к разряду счастливой случайности, чем устойчивой вероятности.
По сему первый, кто реально мог бороться с эсэр, это канешно миг -25, по настоящему сверхвузоковой и по настоящему высотный , самолет с более мощным прицелом и ракетным вооружением. В советское время Савицкий поставил летчикам негласную установку - тому кто свалит эсэр, даст звание гсс. С появлением Миг-31 задача упростилась и перехваты стали вполне обыденными. Счастье эсэр - он не подставился.

Хотел скопипастить для нас рассказы Змея с ветки морской авиации, он лично неоднократно поднимался по эсэр (Елизово Миг-31) и многое имеет сказать, но не нашел.

Что касается перехватов эсэр в заднюю, на отставании, Миг-31, слышал об этом, но в детали не вникал. А может и забыл чего там у них и как. Наверное не все так просто, Заслон - доплер, ниже каких то скоростей сближения автоматический, ручной захват станет невозможным.
Понятно, что цель возможно в этом случае будет назначена на ИТО скорее всего от НАСУ, здесь как вариант наложить строб с последующей попыткой захвата, или, что скорее всего + использование теплового канала.

Пользуюсь случаем, разверну ответ ссылкой на параллельный, от реального форумчанина, сотоварища Игоря по оружию.

.
чтобы облегчить вам задачу - по тем типам , с которыми сам работал поSR -71
- МиГ-21 ( у нас были БИСЫ) - наводить ОЧЕНЬ СЛОЖНО, не все ОБУ справлялись, цель ЗА пределами ТТХ бортового оборудования. сбить мог только случайно
- МиГ-23мл(млд), Су-15тм- вероятность примерно 30%( я бы дал 50 на 50), наводить СЛОЖНО,
на ПРЕДЕЛЕ ТТХ самолета
31й завалил бы этого дрозда не отходя от кассы.
повторяю - для МиГ-31 ( и для С-200) SR-71 - идеальная цель.
мы за один полет SR-71(а летал он 2 раза в месяц) успевали навести на
него по 12 (буквами - по двенадцать ) перехватчиков ( включая 4х ДС) в
ЗПС и ППС, причем в ЗПС подводили первого на 4 км. Летчики наблюдали визуально.
правда, маленьких ракет списали кучу.
и прицел, и особенно ТП в ЗПС - песня, полная реализация заявленных ТТХ.
после, наверное, полугода таких халявных тренировок - они перестали летать.вообще.
это было на Камчатке
http://www.forumavia.ru/forum/1/4/3059851200828513344211349580814_1.shtml
 
Последнее редактирование:
Topper

Topper

Секция ТЗ и ГС товарища майора
Beelzebub, моё последнее наведение по СР-71 записано 26.06.1989.
Ariec 71, на отставании МиГ-31 захватывал БРЛС, если скорость сближения отставания с целью становилась больше, чем (могу соврать, уже не помню точно) -180 или -210 км/ч, но в любом случае при наведении на СР это соблюдалось. Проблема была в том, чтобы "впихнуть невпихуемое" ))) - вписать СР в очень маленький в этом случае шестиугольник зоны возможных пусков, да ещё так, чтобы обеспечить пуск ракет в случае нарушения госграницы. По АСУ на СР не наводили - когда я пришёл на КП из училища, расчёт КП очень недоверчиво относился к АСУ, предпочитая глазомерку... а летом 90-го года пришёл новый НШ и с чьей-то матерью заставил КП учить и вспоминать матчасть и наводить по АСУ всю плановую таблицу. Сперва ругались, потом вошли в раж и реально всю плановую наводили по АСУ.
Счастье эсэр - он не подставился.
Рассказывали то ли байку то ли быль, как у СР-71 сдохла система нафигации - он отключил форсаж, на снижении начал орать на 121,5 мэйдэй и на всякий случай по-русски "терплю бедствие", при этом оперативный дежурный КП 21 К ПВО передал команду расчётам КП иап и КП зрбр на запрет применения оружия, и система циркулярного оповещения от ДГ ЦКП В ПВО тоже орала запрет на стрельбу. Правда, госграницу СР тогда так и не нарушил - снизился на 8000 и ушёл на Киркинес. История эта якобы была до моего прихода в полк, т.е. до декабря 1988 года.