Сухой док — разновидность стационарного
дока, где корабль (
судно) для докования, как правило, устанавливается ниже уровня прилегающей
акватории[1].
Представляет собой бассейн специальной постройки, отделенный от акватории водонепроницаемым затвором —
батопортом, с возможностью откачки воды или заполнения ею. Исторически самый первый вид дока. Упоминается ещё в птолемеевском
Египте.
[2] Самые большие из современных сухих доков позволяют
докование сразу нескольких судов суммарной длиной свыше 1000 м — прежде всего
супертанкеров.
Камера дока чаще всего железобетонная, хотя встречаются каменные, а исторически — и деревянные конструкции.
Дно имеет опоры:
кильблоки и проч., для установки судна при доковании.
Стенки приспособлены для доступа рабочих к
корпусу судна, прежде всего в подводной части. Могут иметь ступенчатую форму или снабжаются
лесами. Имеется механическое оборудование —
грузоподъёмные краны,
лебёдки,
помпы, осушительные системы, и так далее.
Для ввода судна в док
уровень воды в нем сравнивается с акваторией, батопорт открывается, судно с помощью лебедок вводится, устанавливается в назначенную позицию и выравнивается, строго над приготовленными опорами. Смещение от неё может вызвать опасные деформации при посадке судна на опоры. После выравнивания батопорт закрывается и вода из камеры откачивается электропомпами.
Для вывода док заполняется естественным путём из акватории, и судно подвсплывает. Когда уровень воды в доке сравнивается с уровнем акватории, батопорт открывается, позволяя кораблю выйти.